Каким образом США будут дожимать Европу? - «ДНР и ЛНР»
- 16:28, 09-апр-2019
- ДНР и ЛНР
- Герман
- 0
США анонсировали новый пакет санкций против стран Европы. Речь идёт не только о ряде товаров, например сыре и вине, но и о комплектующих для авиастроителя Airbus. Европа, таким образом, оказывается под новым давлением со стороны Вашингтона. И вынуждена будет очень скоро сделать свой выбор
Ещё несколько лет назад было сложно себе представить словосочетание «санкции США против ЕС». Казалось бы, Европа — форпост Вашингтона в противостоянии с Россией, а значит, вассала надо поддерживать, а не наказывать. Однако в политике США во главе угла всегда стояла выгода. Политическая и экономическая, продвижение американских интересов.
И санкции — реальный инструмент продвижения этих самых интересов. Экономисты многократно отмечали, что санкционная политика США направлена на самом деле не на получение быстрого политического результата, как это постулируется в Белом доме и в Конгрессе. Политика санкций — это прежде всего достижение быстрого экономического эффекта в конкурентной борьбе компаний США с компаниями других стран.
И это логично. Как только американские санкции начинают действовать против той или иной компании того или иного государства, как у неё начинаются проблемы — с финансированием, выходом на внешние рынки, ценными бумагами и инвестициями. Справедливости ради заметим, что такой исход бывает далеко не всегда. Например, ряд организаций из России всё же нашли себе новые рынки и новые инвестиции. Но это правило применимо не ко всем и не во всех странах.
С экономической точки зрения это ставит серьёзный вопрос об американской нечистоплотной монополизации мировых рынков, о бесчестной конкуренции и так далее. А с политической точки зрения — вопрос о продвижении гегемонии США таранными методами грубого давления. Вашингтону всё равно, кто станет новой жертвой: российские сырьевые компании, европейские агрохолдинги или китайские IT-гиганты. Однако нынче США грозят новыми санкциями Европе, и это ставит её перед непростым стратегическим выбором. Что может с этим поделать ЕС?
Привет из Вашингтона
Американское торговое представительство опубликовало на своём сайте заявление торгпреда США Роберта Лайтхайзера. В нём говорится о подготовке новых пошлин в отношении европейских товаров из-за субсидирования авиастроителя Airbus. Поддерживая своего производителя, отмечается в сообщении, Европа вредит США. И это не только мнение Вашингтона.
«Всемирная торговая организация (ВТО) неоднократно отмечала, что субсидии, предоставляемые Европейским союзом (ЕС) Airbus, оказали неблагоприятное воздействие на Соединённые Штаты. Сегодня в соответствии с разделом 301 Закона о торговле 1974 года Управление торгового представителя США (USTR) начинает процесс определения продуктов ЕС, к которым могут применяться дополнительные пошлины, пока ЕС не отменит эти субсидии,»— сказано в заявлении Лайтхайзера.
Торговая палата США также опубликовала список европейских товаров, на которые могут быть распространены санкции. В перечень вошли не только авиационные комплектующие и самолёты Airbus, но и сыры, вино, рыба, крабы, соки, оливковое масло, джем и даже ковровые покрытия. В списке основное внимание уделено товарам из четырёх стран — Германии, Франции, Великобритании и Испании. Именно эти государства, по мнению США, занимаются основным субсидированием компании Airbus.
США оценивают ущерб от поддержки Европой своей компании в 11 млрд долларов ежегодно. Эта сумма, впрочем, должна будет летом пройти арбитражное утверждение в ВТО, сказано в заявлении. Лайтхайзер также назвал конфликт Airbus и Boeing застарелым.
«Это дело рассматривается в судебном порядке в течение 14 лет, теперь пришло время действовать. Администрация готовится немедленно отреагировать, когда ВТО опубликует свой вывод о значении контрмер США. Наша конечная цель — достичь соглашения с ЕС о прекращении всех непоследовательных субсидий для производства крупных гражданских самолётов. Когда ЕС прекратит эти вредные субсидии, дополнительные пошлины США, введённые в ответ, могут быть отменены», — приводятся в документе слова торгового представителя США.
Действительно, США впервые начали давить на Европу из-за Airbus ещё в 2004 году. Затем было установлено, что с 1968 года по 2006 год ЕС предоставил Airbus 18 млрд долларов субсидий. Эта поддержка якобы жутко навредила американской компании Boeing, так как каждая модель гражданского самолёта Airbus увидела свет лишь благодаря поддержке ЕС. Это привело к потерям Boeing своей доли на мировом рынке.
США провели этот спор через ВТО, которая встала на сторону Boeing. ЕС вынужден был пойти навстречу и «отменил две несущественные субсидии», но большинство оставил без изменений. Именно этот момент теперь становится новым рычагом давления Вашингтона на Берлин, Лондон, Париж и Мадрид.
Добавим также, что в настоящий момент всё ещё действуют введённые в 2018 году торговые санкции США на ряд европейских товаров. Речь идёт не только о пошлинах на сталь и алюминий, но и на продукты питания.
Европа на распутье
Можно было бы ограничиться экономическим анализом этого нового этапа в противостоянии США и Европы, если бы не политическое значение происходящего. За последние несколько лет США невероятно нарастили давление на Европу. Дональд Трамп считает, что европейцы выходят из-под контроля, недодают денег в НАТО, отбирают маржу у американских компаний и готовы в ряде случаев отдать предпочтение сотрудничеству с Россией, а не с США.
Так происходит с газопроводом «Северный поток — 2». Трамп всеми силами пытался заставить Германию и ряд других стран отказаться от субсидирования этого крайне выгодного для России и Европы проекта. Однако Берлин занял жёсткую позицию, что уже стало поводом для конфликта Трампа и Меркель.
Параллельно с этим президент Франции Эммануэль Макрон объявил о проекте создания единой европейской армии. Это можно расценивать как европейский ответ на требование Трампа поднять финансирование НАТО до 2% ВВП каждой страны-участницы. У Европы есть лишь одна реальная проблема — отсутствие единства.
Восточноевропейские страны на что угодно готовы, лишь бы получить американскую поддержку, а вот Западная Европа уже вступает в открытое противостояние с Вашингтоном в торговых вопросах. Проблема также в том, что новые санкции США так или иначе будут затрагивать все страны ЕС, а союз не способен на общее решение.
Как написал в статье для издания мирового синдиката прессы Project Syndicate бывший министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, Германия совершит ошибку, если не пойдёт навстречу Вашингтону и выберет путь конфронтации. Будущее Германии — в единении с США и НАТО, считает он. А Вашингтон совершенно прав, требуя от европейцев раскошелиться.
«Сотрудничество между национальными государствами часто вызывает напряжённость из-за финансовых взносов на общие товары, и отношения в рамках НАТО не являются исключением. На Америку всегда приходилась самая большая доля расходов на оборону в Североатлантическом альянсе, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы периодически требовать от своих европейских коллег большего вклада. Экономика Европы сейчас намного сильнее, чем в 1949 году», — считает Габриэль.
Германии следует «быть взрослой» и, как настоящему европейскому лидеру, не обращать внимания на поведение США, ведь оно направлено на всеобщее благо. И, как «взрослый» лидер Европы, именно Германия должна вести за собой страны ЕС по пути укрепления отношений с Вашингтоном, уверен экс-глава МИД ФРГ. Вместо этого Вашингтон видит несговорчивую позицию канцлера Меркель, которая отворачивается от США, считает он.
Чем примечательно мнение Габриэля? Во-первых, тем, что до недавнего времени он был шефом немецкой внешней политики, а значит, во многом и европейской политики. Во-вторых, господин Габриэль явно хочет зарекомендовать себя с лучшей стороны перед американскими «друзьями» немцев. И тут уже нет ему дела до того, что Европа, как и его родная Германия, в последние годы всё сильнее превращается в вассала США. Личный интерес и возможное политическое будущее здесь важнее национальных интересов.
Альтернатива
Одним словом, США всё больше ведут себя с Европой как со служанкой. Хотят — карают, а хотят — милуют. И интересы хозяина всегда стоят выше. Как это вы смеете выделять деньги своей, европейской компании, чтобы она отбирала рынок у американского конкурента? Непорядок. Ну а ВТО с лёгкостью встала на сторону Вашингтона, как эта торговая организация делала всегда.
В той же Германии между тем зреет понимание того, что этот путь для страны и Европы в целом — гибельный. Потому что у такого большого государства просто не может быть лишь «американских интересов». Интересы — в сотрудничестве с США, Россией, Китаем, соседями по Евросоюзу.
И альтернативой сдаче на милость Вашингтону сегодня для Европы является только поворот на Восток. Италия, например, уже дала добро на участие в китайском проекте «Один пояс, один путь». И проект этот со временем превращается в общеевразийский, а не китайский. В нём участвуют множество стран Европы и, конечно, Россия.
И это на фоне политических разногласий в самой Европе, проблем с Brexit, мигрантами, террористической опасностью.
Поэтому если следовать логике господина Габриэля, то проблемы Европы должны быть отодвинуты на второй план во имя интеграции с США и интересов Вашингтона. Тогда как альтернатива находится рядом, и отчасти в Германии уже понимают, что реально выгодное будущее возможно тогда, когда на тебя не давят политически, а предлагают сотрудничать экономически, как делают это Россия и Китай, а также другие страны континента, на котором нет США.
А всё, что Вашингтон думает о Европе, уже и так хорошо изложено в санкционных списках, требованиях Трампа и заявлении американского торгпреда Лайтхайзера. Это вопрос уже не только экономики и политики, но и просто европейского чувства собственного достоинства.
Егор Кучер, Царьград
Комментарии (0)