«Крутые парни»: к 70-летию создания НАТО - «ДНР и ЛНР»
- 15:36, 06-апр-2019
- ДНР и ЛНР
- Марина
- 0
Военно-политический блок Североатлантического договора объединяет большинство стран Европы, США и Канаду. В настоящее время в него входят 29 государств. Первоначально штаб-квартира НАТО размещалась в Лондоне на Белгрейв-сквер. Позже переместилась в Париж во дворец Шайо, а в 1967 году переехала в Брюссель на бульвар Леопольда III
Предыстория создания НАТО такова. В марте 1948 года был заключен Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией,
Люксембургом, Нидерландами и Францией. Одновременно США, Канада и Великобритания вели секретные переговоры о создании союза. Все эти манипуляции и завершились созданием Североатлантического союза, в который тогда вошли 12 стран – США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.
«Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе, – говорилось в декларации НАТО. – Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности»..
Однако истинной целью создания блока было, прежде всего, противодействие Советскому Союзу.
По словам первого генерального секретаря НАТО, генерала Исмэя Гастингса, НАТО ставило задачу «не допускать СССР в Европу, обеспечивать в ней американское присутствие и сдерживать Германию».
Последнее означало, что альянс устанавливал контроль над побежденной страной.
В июле 1945 года в пригороде Берлина Потсдаме состоялась последняя встреча глав государств, членов антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Если на предыдущих конференциях в Тегеране и Ялте союзники вели себя, как настоящие партнеры и практически по всем вопросам достигали взаимопонимания, то на сей раз в зале переговоров висело напряжение. Участники встречи делали вид, что довольны друг другом, но после победы над Германией их пути разошлись. Тем не менее в официальном коммюнике говорилось, что встреча «укрепила связи между тремя правительствами, расширила рамки их сотрудничества и понимания».
На закрытии конференции в Потсдаме премьер-министр Великобритании Клемент Эттли сказал: «Я хотел бы выразить надежду, что эта конференция окажется важной вехой на пути, по которому три наших народа идут вместе к прочному миру, и что дружба между нами тремя, которые встретились здесь, будет прочной и продолжительной». С ним согласился Сталин: «Конференцию можно, пожалуй, назвать удачной». Такого же мнения был и президент США Гарри Трумэн. На прощанье он произнес фразу, которую все приняли, как должное: «До следующей встречи, которая, я надеюсь, будет скоро».
Но он ошибся. В Потсдаме состоялось прощание с дружбой, обретенной в боях против общего врага. С тех прошло более семи десятилетий, однако бывшие союзники так и не нашли общего языка. Беспрерывные заморозки лишь изредка сменяются оттепелью. Сейчас в мире царит «холодная зима» и политические синоптики не предсказывают улучшение «погоды»…
На самом деле высшее руководство США не только не собиралось укреплять отношения с Советским Союзом, оно собиралось его уничтожить! 14 декабря 1945 года Объединенный комитет военного планирования Соединенных Штатов издал директиву, в которой, в частности, говорилось: «Наиболее эффективным оружием, которое США могут применить для удара по СССР, являются имеющиеся в наличии атомные бомбы». Через несколько месяцев, 4 марта 1946 года был подготовлен план «Пинчер». Затем в недрах американского генштаба последовательно рождались «Бушвэкер», «Кранкшафт». Далее – «Хафмун», «Когвилл», «Оффтэк», «Чариотир», «Дропшот». Все они предусматривали жестокую расправу с Советским Союзом.
Самый известный план, согласно которому СССР должен быть уничтожен, назывался «Троян».
Предусматривалось, что нападение на Советский Союз, в котором примет участие и Великобритания, начнется 1 января 1950 года. На 100 городов СССР агрессоры собирались обрушить 300 атомных и 20 тысяч обычных бомб. Хиросима по сравнению с этой «затеей» – детская забава!
К счастью, все ограничилось словами. 5 марта 1946 года экс-премьер Великобритании Уинстон Черчилль, находясь в американском городе Фултоне, выступил с речью, в которой обрушился на Советский Союз и ее лидера Сталина. Его никогда нельзя было заподозрить в симпатиях к коммунистам, но пока союзники сражались вместе против гитлеровской своры, он вынужден был себя сдерживать. Сейчас же все изменилось – от былой дружбы не осталось и следа. Другим стал и Черчилль – точнее, он сбросил маску благодушия. «От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперек континента, – сказал он. – По ту сторону воображаемой линии – все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы… Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль».
Толстяк с вечной сигарой во рту, прежде улыбчивый, а в Фултоне зло сверкавший очками, по сути, обвинял Москву в претензиях на мировое господство, с которым западным странам необходимо покончить.
Разумеется, Сталин знал, что США и западные страны ведут подготовку к созданию военного союза. Предотвратить это Советский Союз не мог, но его дипломаты кое в чем преуспели. Они стремились – и не без успеха – удержать от вступления в альянс северные страны, граничившие с СССР. Если Норвегия отказалась слушать пожелания Кремля, то Финляндия и Швеция оказались более сговорчивыми и в НАТО не вступили. Кстати, до сих пор.
У Сталина появилась новая идея. 27 января 1949 года он в интервью генеральному директору американского агентства «Интернейшл ньюс сервис» в Европе Кингсбэри Смиту, сказал, что «правительство СССР могло бы сотрудничать с правительством США в проведении мероприятий, которые направлены на осуществление Пакта Мира».
Это была попытка если не остановить НАТО, то заключить с Вашингтоном мирный договор. Характерно, что президент США заинтересовался этой идеей. Его пресс-секретарь Чарльз Росс заявил, что «г-н Трумэн готов встретиться с генералиссимусом Сталиным в Вашингтоне или, например, в Исландии, а, если это не устроит г-на Сталина, то президент США готов рассмотреть его иные предложения».
Однако советский лидер отказался ехать так далеко, сославшись на врачей, которые запретили ему отправляться в столь долгое и утомительное путешествие. В качестве альтернативы Сталин предлагал Москву, Ленинград, Калининград, Одессу, Ялту в СССР. Он также готов был провести переговоры в Польше или Чехословакии.
Сталин не лукавил – его здоровье действительно сильно пошатнулось: он перенес два инфаркта и столько же инсультов. И мог же Трумэн, в конце концов, пойти ему навстречу! Однако не захотел. Не потому ли, что не был уверен, что ему удастся договориться с советским лидером? К тому же Североатлантический союз практически был создан…
В 1952 году в НАТО вступили Греция и Турция. Спустя два года могла разразиться мировая сенсация – в Париж пришло предложение от Советского Союза. «МИД считает целесообразным присоединиться к Североатлантическому договору, – говорилось в записке, направленной в Президиум ЦК КПСС. – Такое заявление поставило бы в затруднительное положение организаторов Североатлантического блока, подчеркивающих его якобы оборонительный характер и то, что он будто бы не направлен против СССР и стран народной демократии».
Было ясно, что подобная идея имела мало шансов на реализацию. Но этот шаг Москвы показывал, что Советский Союза стремится к сотрудничеству с Западом. Отказ от сближения показывал, что декларации НАТО о его мирном характере – не более чем блеф. Запад не сказал «нет», а пробормотал нечто невразумительное: «Это предложение противоречит принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных стран». И Кремль с саркастической усмешкой отступил. Теперь руки у него были развязаны.
14 мая 1955 года было объявлено о создании Организации Варшавского договора, в который вошли страны социалистического лагеря. Началось противостояние двух систем, длившееся более трех десятилетий.
Мирным его не назовешь, тем не менее Третьей мировой войны удалось избежать. Хотя порой схватка между Западом и Востоком казалось неминуемой. Напряжение, как известно, достигло апогея во время Карибского кризиса 1962 года. Обострились отношения между Москвой и Вашингтоном после ввода советских войск в Афганистан в 1979 году. Спустя четыре года, после того, как над Сахалином был сбит южнокорейский «Боинг», обе стороны обменялись резкими заявлениями. Президент США Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла»…
Североатлантический блок непрерывно расширялся. В 1955 году он пополнился Федеративной Республикой Германией, в 1982-м – Испанией. После того, как рухнула социалистическая система, прекратил существование и Варшавский договор. Его бывшие члены начали массовую миграцию в НАТО. В альянс вступили Чехия, Венгрия, Польша, Болгария, Румыния. Их примеру последовали бывшие советские республики Латвия, Литва, Эстония. Потом пришел черед Албании, Хорватии. Последним членом НАТО стала Черногория, вступившая в альянс в 2017 году.
…В 1994 году, когда отношения России и Западом выглядели весьма привлекательно, правда, в основном, благодаря беспрестанным уступкам Кремля, президент США Билл Клинтон «вешал лапшу» на уши Ельцина: «Расширение НАТО не направлено против России… Я не хочу, чтобы вы считали, что я просыпаюсь каждое утро, думая лишь о том, как сделать страны Варшавского договора членами НАТО, – у меня совсем иной взгляд на это». Сегодня видно, как цинично лгал американский президент!
К слову, Ельцин стучался в двери НАТО и даже был допущен в «приемную» – 22 июня 1994 года Россия и альянс подписали рамочный документ программы «Партнерство ради мира».
Вскоре появился основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и западным блоком. Но дальше слов дело не пошло. Тем временем войска НАТО неумолимо приближались к российским границам…
Североатлантический блок – организация, готовая к боевым действиям. Время от времени натовские военные испытывают свои возможности. Только они предпочитают сражаться с противником, заметно уступающим им в мощи. Так было в Афганистане, Ливии, Ираке, Югославии. Не счесть урона, который нанесли натовские военные этим и другим странам. Число погибших, раненых, увечных, пропавших без вести повергает в ужас. Оно сравнимо с варварством нацистов во Второй мировой войне. К примеру, в Ираке от действий НАТО погибло более миллиона (!) человек, треть из которых – женщины и дети. 35 тысяч жителей потерял Афганистан, более 20 тысяч – Ливия.
И все это под циничными вывесками восстановления мира, борьбы за справедливость! Операции НАТО проводились под красивыми названиями «Зоркий страж», «Союзная сила», «Океанский щит», «Решительная поддержка».
Бомбардировки беззащитных городов фиксировались и с гордостью демонстрировались: «Вот мы, какие крутые парни! Так будет с каждым, кто встанет на нашем пути!» И здесь не избежать сравнения с кровавыми атаками люфтваффе на европейские города…
Последствия агрессивных действий Североатлантического блока – не только массовые убийства мирных жителей. Это – разрушение инфраструктуры государств, потоки беженцев, обострение межэтнических конфликтов, развитие наркоторговли. Кажется, этому нет конца. Вопрос лишь в том, кто станет следующей жертвой?
Валентин Буров, Столетие
Комментарии (0)