Р. Ищенко. Второй тур выиграет тот, кто заставит комиссии правильно считать голоса | «Вдохновляющий» выбор Украины | Новый хозяин Украины - «ДНР и ЛНР»
- 19:00, 03-апр-2019
- ДНР и ЛНР
- Ангелина
- 0
Второй тур выиграет тот, кто заставит комиссии правильно считать голоса
ЦИК Украины заканчивает подсчет голосов, а кандидаты, прошедшие во второй тур, уже думают о возможных коалициях, чтобы 21 апреля заполучить дополнительные голоса. О том, какие коалиции возможны, и как будут развиваться события перед вторым туром, мы поговорили с политологом Ростиславом Ищенко.
— Там все будут пытаться договориться друг с другом, и выигравшие, и проигравшие. Другое дело, что их договоренности ничего не стоят, и они будут пытаться обмануть своих коллег.
— В СМИ уже появлялись сообщения о возможных коалициях. Что, быть может, Тимошенко пойдет на сделку с Зеленским...
— Зеленский не может пойти на коалиционную сделку. Коломойский — может, а Зеленский может говорить только то, что ему позволят.
— А если говорить о перераспределении голосов, отданных за проигравших, то у кого выше шансы их получить: у Порошенко или Зеленского?
— Если подходить к этому вопросу с точки зрения честных выборов, то, безусловно, Зеленский. Но если бы выборы были честными, то во втором туре была бы Тимошенко. На самом деле, сегодня не важно, кто возьмет больше голосов. Куда важнее то, кто может проконтролировать комиссии, чтобы в его пользу считали. На данном этапе лучше считают в пользу Зеленского. Пока Коломойский сумел в достаточной степени проконтролировать комиссии.
Как это будет выглядеть через три недели — сказать невозможно, так как это зависит от большого количества перекрестных договоренностей, в том числе и от того, на кого сделают ставку местные элиты, которые реально контролируют регионы.
Вы видите, что Тимошенко выходила на первый тур выборов с уверенностью, что она проходит на втором, а быть может, и на первом месте. У нее были основания для этой уверенности. А уже через минуту после закрытия участков, когда были опубликованы данные экзитполов, они билась в истерики, потому что поняла, что ее кинули. Она пыталась каким-то образом ситуацию поломать, но очевидно, что ее максимум — сокращение разрыва до 2%. Она бьется отчаянно, отыграла 1,5%, но для оставшихся бюллетеней разрыв в 440 тысяч голосов достаточно велик, чтобы его отыграть.
«Вдохновляющий» выбор Украины
Несмотря на ненависть в отношении власти, несмотря на то, что надежды на вхождение в «семью европейских народов» и обретение благополучия не оправдались, украинское общество продолжает ориентироваться на прозападных политиков
Технические аспекты первого тура выборов президента Украины за последние двое суток многократно обсуждены, оценены, проанализированы. Понятно, что единственным победителем в первом туре оказался Игорь Коломойский, единственный умный и, пожалуй, самый кровавый из украинских олигархов. Он провёл во второй тур свою креатуру - комика Зеленского, обеспечив ему огромный отрыв от второго места. Теперь у него есть неограниченные возможности торговаться по поводу конфигурации украинской власти со всеми политическими группировками сразу и с каждой в отдельности. Сделал он это традиционным для Украины способом, технично обведя вокруг пальца всех, с кем договаривался о взаимодействии.
Комбинацию Коломойский, конечно, провернул красивую. Можно восхищаться точностью и своевременностью предпринятых шагов, сделавших его из второстепенного игрока, вынужденного поддерживать чужие политические проекты, абсолютным хозяином украинской политической сцены. Впрочем, игра ещё не закончена, и на следующем её этапе Коломойский может проиграть, хоть это и сомнительно.
Гораздо интереснее оценить, за что проголосовал украинский избиратель. А надо сказать, что результаты этого голосования абсолютно не вдохновляющие. Два проекта (Бойко и Вилкул), позиционировавшиеся как условно (очень условно) пророссийские, набрали в сумме чуть больше 15,5% голосов. Причём поскольку фальсификации в первом туре выборов были ориентированы на то, чтобы не выпустить во второй тур Тимошенко, то у Бойко и Вилкула голоса практически не отбирали. То есть 15,5% - предел возможностей «пророссийских сил» Украины.
Теоретически к ним можно приплюсовать ещё миллион граждан Украины в России, которым не дали возможности проголосовать, но если мы сравним результаты голосований в зарубежном избирательном округе в этом году и в прошлые годы, то обнаружим, что они примерно одинаковы. То есть, несмотря на то, что за последние пять лет за рубеж уехало не менее десяти-двенадцати миллионов украинцев, голосуют, как и раньше, сотрудники посольств, консульств, представительств государственных компаний, их семьи, а также редкие, отдельные активисты. Остальным миллионам не до того - они на жизнь зарабатывают.
Можно также предположить, что какое-то количество условных пророссийских избирателей отдали голоса Зеленскому - как наиболее вероятному «могильщику» режима Порошенко, который к тому же прямо не связан с майданом. Кто-то не пошёл на выборы. Но общая явка в 63% не слишком отличается от традиционной для Украины 70-75-процентной явки. При этом надо иметь в виду, что миллионы избирателей не только находятся за границей на заработках, но около 4 миллионов проживают в ДНР/ЛНР, либо выехали из народных республик на территорию России, то есть явка должна была сократиться по объективным причинам.
Так что даже, если мы прибавим к поддержавшим Бойко и Вилкула неких не проголосовавших или проголосовавших за Зеленского гипотетических сторонников «Русского мира», то можно будет дотянуть их количество до 20%, может быть, даже до 25% от общего количества избирателей, но не более. Это значит, что за так или иначе связанные с майданом политические проекты голосуют от 75%, до 85% активных избирателей Украины.
Раньше, при сравнимом количестве индифферентных, голоса раскладывались, как 55% против 45% - в пользу сторонников «Русского мира».
Такой результат голосования нельзя объяснить только политическими репрессиями. Проекты Бойко и Вилкула были вполне легальными, за их поддержку никого не преследовали. Часть пророссийских избирателей могли отказаться от голосования, поскольку считают, что своим участием они легитимируют власть. Однако таковых уже в 2014 году было относительно немного, сейчас же их должно было быть ещё меньше, поскольку переворот был легитимирован пять лет назад и сейчас пытаться на что-то воздействовать никому не видным отказом от голосования бессмысленно.
То есть мы видим, что несмотря на ненависть в отношении власти, несмотря на то, что надежды на вхождение в «семью европейских народов» и обретение благополучия не оправдались, несмотря на то, что пришедшие к власти «евроинтеграторы» построили какую-то азиатскую деспотию, украинское общество продолжает ориентироваться на прозападных политиков. Более того, эта ориентация усиливается.
Второй, ещё более тревожный элемент - массовое голосование за Зеленского. Дело не в том, что он комик и не в том, что клеврет Коломойского. В конце концов, можно вспомнить, что и актёры были неплохими президентами, можно предположить, как многие делают, что, почувствовав вкус к власти, Зеленский выйдет из тени своего шефа и будет стремиться к полной самостоятельности. Но давайте оценим агитационные материалы «народного любимца».
Программа его эклектична: за всё хорошее, против всего плохого. Как у всех кандидатов, в общем-то. Попытки комментировать события, не выучив предварительно текст, сразу привели к сравнениям с Кличко и были пресечены штабом. В общем, комик - не интеллектуал. Тоже не проблема, есть примеры не шибко умных кандидатов, становившихся хорошими президентами, поскольку чувствовали и разделяли народные чаяния.
Народ почувствовал в Зеленском своего, ассоциируя актёра с персонажами его реприз. Вот это-то - страшно.
Если разобрать представленную Зеленским «галерею» образов, то это хитроватый, пошловатый, немного пафосный инфантильный тип, мечтающий разогнать и расстрелять всех, кто в его понимании не является трудящимся, включая среднее и низшее звено бюрократии. В общем, то, что представляет Зеленский, является адаптированной под украинский «европеизм» формой полпотовщины.
Можно, конечно, сказать, что народ натерпелся, поэтому высказывает радикальные мысли, но на деле не имеет в виду ничего плохого, кроме законного наказания коррупционеров. Но мы уже имеем опыт майдана, когда победившая «евроориентированная» «гопота» оказалась куда агрессивнее, чем представлялась поначалу. Хоть уже на майдане они обещали сажать и убивать, но никто не мог предположить, что сразу после захвата власти они пошлют против Юго-Востока армию, что будут давить своих сограждан танками, обстреливать мирные города из тяжёлой артиллерии, наносить по ним авиаудары.
Так что не стоит обольщаться. В реальности голосующие за Зеленского - гораздо агрессивнее, чем кажутся. Они ещё просто не «дорвались» до власти и потому власти боятся, но если они почувствуют, что власть готова им потворствовать, что их низменные инстинкты поощряются, то убийства «бюрократов», грабежи их квартир, издевательства над семьями станут обычным явлением на просторах Украины.
Народ вдохновенно занимавшийся «мусорными люстрациями» готов убивать, ему только надо дать почувствовать, что за это ничего не будет. Именно этого - разрешения удовлетворить жажду мести - ждёт народ от Зеленского. И он это разрешение вполне может получить.
Ни Зеленский, ни Коломойский не имеют никаких сантиментов в отношении государственных служащих. Более того, Коломойскому гораздо удобнее иметь дело со слабым, исчезающим государством, в котором он, как самый сильный хищник, может делать, что угодно, чем с государством сильным, способным заставить каждого уважать закон. Отдача же бюрократов народу на растерзание позволит на время удовлетворить жажду мести за несчастную жизнь, «повяжет» народ с новой властью кровью, отвлечёт его от проблемы нежизнеспособности государства и неспособности власти эту проблему решить.
Так что голосование за «славного парня», который «говорит то, что люди чувствуют», вовсе не так безобидно, как кажется. С точки зрения разрушения остатков Украины, Зеленский, конечно, - самый перспективный кандидат, но стоить это будет дорого, гораздо дороже, чем уже заплатила Украина за майдан. Источник
Новый хозяин Украины
Нового хозяина Украина получила независимо от того, кто захватит президентство.
Хозяина зовут Игорь Валерьевич Коломойский. Это именно он расписал и реализовал сценарий первого тура таким образом, что прошедший во второй тур Порошенко, не прошедшая Тимошенко и занявший четвёртое место Бойко, а с ними и ставившие на каждого из них олигархические группировки оказались в полной зависимости от Коломойского.
Как ему удалось установить контроль над территориальными избирательными комиссиями, которые должны были обеспечить подсчёт голосов в интересах Юлии Владимировны, мы не знаем. Но можем предположить, что Юлия Владимировна и её штаб сами отдали ему этот контроль в рамках соглашения о совместной борьбе против Порошенко. Менталитет Юлии Владимировны и её окружения не позволял им предположить, что Коломойский договорится с президентом (пусть даже временно). Ведь именно Порошенко отнял у Игоря Валерьевича «Укрнефть», «Приватбанк», выжил самого Коломойского из страны и серьёзно пощипал его бизнес-активы. Следовательно, они не видели никакой проблемы в том, чтобы поручить Коломойскому работу с комиссиями. Ведь Зеленский (которого продвигал Коломойский) во второй тур проходил в любом случае, с Порошенко Коломойский (по мнению Тимошенко) сговориться не мог, а больше никто не мог составить Юлии Владимировне конкуренцию в борьбе за место во втором туре. В штабе у Тимошенко считали, что Коломойскому будет только выгодно строить во втором туре дерби своих кандидатов. Кроме того, покупка комиссий стоила дорого, а Коломойский известен тем, что платит не торгуясь, в то время как Тимошенко привыкла в ходе политических кампаний не тратить деньги, а зарабатывать. Так почему бы не позволить Коломойскому оплачивать лояльность комиссий? Союзник ведь, и вариантов смены партнёра у него не просматривается.
Игорь Валерьевич оказался значительно умнее, чем все остальные украинские политики. Он просчитал ситуацию дальше первого хода. Очевидно, что, как только Порошенко начал терять шансы сохранить президентство, интерес Тимошенко к сотрудничеству с Коломойским должен был стремительно упасть. Зачем ей делить власть с его ставленником, не понаслышке зная, насколько тяжело работать с Игорем Валерьевичем. Можно попытаться выйти в единоличные лидеры. Тем более что весь украинский олигархат боялся и ненавидел Коломойского как слишком умного и непредсказуемого, легко обыгрывающего каждого из них в любом конфликте.
В общем, оказавшись с Зеленским во втором туре, Тимошенко практически гарантированно стала бы собирать антиколомойскую коалицию. Не исключено, что ей и Порошенко (с остатками его админресурса) удалось бы подключить к этому делу, пообещав ему сохранить собственность и свободу после прихода Тимошенко к власти. А если бы и не стала, то возможность имела, а в политике оцениваются не намерения, а возможности. Тем более что сама Тимошенко никогда не рефлексировала по поводу верности соратникам по борьбе и продавала их каждый раз, как в них отпадала необходимость и находился покупатель. Но Коломойский не просто опередил, предав раньше, чем предали его. Это не решало для него проблему второго тура. Поскольку вырвавшийся туда Порошенко становился такой же точкой сборки для всех антиколомойских сил, какой была бы Тимошенко. И ещё неизвестно, кто был бы для Коломойского опаснее.
Коломойский сыграл одновременно с двумя партнёрами. С одной стороны, пользуясь контролем над тимошенковскими комиссиями, он обеспечил Порошенко проход во второй тур. Думаю, Юлия Владимировна отказалась от идеи поскандалить по поводу фальсификаций не в последнюю очередь потому, что они происходили в тех ТИКах, где сидели её люди. Просто фальсифицировали они не в её пользу. Возмущаться собственными назначенцами, обвиняя их в фальсификациях, не только выглядит глупо, но и опасно, поскольку после этого никто с тобой не будет работать.
С другой стороны, Коломойский обеспечил своему ставленнику огромный перевес в голосах. Зеленский собрал на 165 тысяч больше голосов, чем Порошенко и Тимошенко, вместе взятые. Этот ход имеет огромное психологическое значение. Зная, насколько не пересекается электорат Тимошенко и Порошенко, никто не поверит, что их избиратели объединятся против Зеленского. Скорее избиратели Тимошенко поддержат ставленника Коломойского. Аналогичная ситуация с избирателями Юрия Бойко. Но Бойко + Тимошенко + Зеленский = почти 10,5 миллиона голосов. Даже если полтора миллиона не явятся на выборы или проголосуют за кого-то другого, победа во втором туре гарантирована с лихвой.
Более того, результаты Порошенко, Тимошенко и Бойко расположились очень тесно. Между вторым и четвёртым местом разница около 4% и меньше 800 тысяч голосов. Это даёт Коломойскому хороший задел на парламентские выборы, которые должны пройти осенью, но могут быть проведены и досрочно (пока не сдулась народная вера в «благородного комика»). Если выборы в Раду будут в целом коррелировать с президентскими, то, проведя в парламент список партии Зеленского «Слуга народа», Коломойский получит «золотую акцию». Возможное некоторое падение поддержки самого Зеленского можно частично компенсировать указанием на то, что «олигархический парламент» не даёт развернуться «народному президенту». Главным же компенсатором, позволяющим даже нарастить результат, должен быть электорат Порошенко. В любом обществе 5-10% активных избирателей голосуют за любую власть. Но если Зеленский изберётся президентом, то «любой властью» будет уже он, а значит, и эти 1-2 миллиона избирателей пополнят ряды его сторонников.
Если результаты парламентских выборов будут хотя бы частично коррелировать с результатами президентских (а они будут коррелировать даже больше, чем обычно), в Раду смогут пройти пять-шесть партийных проектов. Смешко может к кому-нибудь присоединиться, но самостоятельно он партию в Раду не заведёт. Под вопросом также прохождение в Раду порошенковской «Солидарности». С учётом перетекания голосов к Зеленскому и оттока их от Порошенко коалицию можно будет формировать либо с Бойко, либо с Тимошенко, либо с ними обоими. Укрепить её при необходимости можно всегда готовым к подобного рода услугам миноритарным партийным проектом Ляшко.
Коломойский уже показал, как он умеет контролировать голосование. Так что сомнений в том, что нужные ему партии получат нужное количество голосов, практически нет. У него есть одна проблема — весьма вероятная нелояльность Зеленского, после того как он станет президентом, получит власть и к нему начнут приходить олигархи с предложением располагать их кошельком и их людьми на государственных должностях. Но, поскольку эта проблема лежит на поверхности, её Коломойский должен был предусмотреть, тем более что решить её можно несколькими способами, не особенно напрягаясь. Источник
Ростислав Ищенко
Комментарии (0)