В середине марта экс-президент Грузии и бывший руководитель Одесской областной государственной администрации Михаил Саакашвили сделал резонансное заявление о планах вернуться на Украину 1 апреля, на следующий день после первого тура президентских выборов. И даже продемонстрировал купленный на свое имя авиабилет до Киева.Вообще, в ходе предвыборной кампании активизировали многие политики, уже изрядно подзабытые украинским обществом, желающие встроиться в систему власти, которая будет сформирована в случае поражения Петра Порошенко.
К таковым относится и Саакашвили, полноценно не реализовавший свои амбиции в бытность президентства Порошенко, а потому желающий взять реванш и вернуть себе статус важного фактора украинской политики. Представляется, это сделать несколько легче, чем вернуться в большую политику Грузии, где Саакашвили явно не ждут.
Назначение Саакашвили губернатором Одесской области в мае 2015 года было воспринято как большая неожиданность. Это стало сильным ходом Порошенко, который убрал с должности главы Одесской области близкого соратника Игоря Коломойского Игоря Палицу, и одновременно заполучил соратника по борьбе против тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка, конкурировавшего с президентом за распределение сокращающейся ресурсной базы. Именно Яценюк и его окружение долгое время были главными объектами критики Саакашвили.
Однако после отставки Яценюка в апреле 2016 года отношения Порошенко и Саакашвили начали ухудшаться. Тем более Саакашвили располагал политическими амбициями, рассчитывая занять кресло премьер-министра после отставки Яценюка.
Вопросы социально-экономического развития Одесской области Саакашвили интересовали по остаточному принципу, изначально было ясно, что экс-президент Грузии рассматривает должность во главе региона лишь как трамплин для дальнейшего перевода в Киев. Будучи главой Одесской области, Саакашвили начал конструировать партию «Движения новых сил», проводя антикоррупционные форумы по всей Украине.
В конечном итоге Саакашвили громко хлопнул дверью, уйдя в отставку под конец 2016 года, буквально за несколько дней до победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Экс-президент Грузии был замечен на церемонии инаугурации 45-ого президента США и наверняка в дальнейшем планировал наладить коммуникацию с новой вашингтонской администрацией, с помощью которой можно было бы продолжить политическую карьеру на Украине.
Тем более в первые месяцы президентства Трампа американо-украинские отношения оказались фактически заморожены, что связано было с открытой игрой Киева на стороне Хиллари Клинтон в ходе предвыборной кампании в Штатах.
Внутри- и внешнеполитические события 2016 года запрограммировали конфликт Саакашвили с Порошенко. Бывший президент Грузии, так не сумев заручиться внешней поддержкой, в июле 2017 года был лишен гражданства Украины решением Порошенко. В целом, как предоставление, так и лишение гражданства Украины Саакашвили сопровождалось многими процедурными нарушениями, потому давать однозначную правовую оценку факту обретения экс-президентом Грузии статуса апатрида (человека без гражданства) возможным не представляется.
Впрочем, уже в сентябре 2017 Саакашвили удалось вернуться на территорию Украины, буквально-таки прорвав оцепление на польско-украинской границе. С тех пор и до февраля 2018 года, когда Саакашвили был депортирован украинскими силовиками в Польшу, в Киеве была развернута инфраструктура протестов, известная как «Михомайдан». Но Саакашвили не сумел конвертировать протестные настроения общества в какой-либо значимый политический результат, разве что акции под его руководством внесли лепту с снижение рейтингов Порошенко.
1 апреля 2019 года Саакашвили попытается повторить свой трюк с возвратом на территорию Украины. Здесь, правда, есть несколько «но»: начиная с того, что его могут просто не пустить на борт самолета до Киева, заканчивая тем, что Саакашвили является персоной нон грата на Украине до 2021 года. К тому же управленческая вертикаль Порошенко не рассыпется одномоментно 1 апреля, о чем упоминал Саакашвили, анонсируя свой возврат в Киев. 1 апреля официальные результаты первого тура выборов будут еще неизвестны, да и шансы Порошенко пройти в него не такие уж и низкие.
Можно предположить, что заявление Саакашвили о возврате — не более, чем «игра нервов», инструмент психологического давления на Порошенко в интересах оппонентов последнего. К таковым ныне относится и Арсен Аваков, глава МВД, в чью структуру входит Госпогранслужба.
Потому теоретические шансы попасть на территорию Украины у Саакашвили сохраняются. Тем более Саакашвили может сконцентрировать на себе протестный потенциал, если уже 1 апреля станет понятно, что Порошенко протаскивают во второй тур выборов, что не коррелирует с данными систем параллельного подсчета голосов.
С другой стороны, возврат Саакашвили 1 апреля может быть спланированным «договорняком» с Порошенко, замысел которого заключается в переключении общественного внимания с процесса подсчета голосов избирателей на приключения бывшего президента Грузии на границе. К слову, вполне возможно, что высылка Саакашвили в феврале 2018 тоже была «договорняком», за которые он получил хорошие отступные.
В ходе «Михомайдана» Саакашвили ретранслировал повестку западных элит (создание антикоррупционного суда, переход к пропорциональной избирательной системе, принятие закона об импичменте президента), желавших более плотно контролировать киевскую власть. При этом в разгар «Михомайдана» Порошенко пошел на уступки западным центрам влияния, взяв на себя обязательства выполнить программу-минимум в виде создания антикоррупционного суда и повышения цен на газ для населения. В таких условиях необходимость услуг Саакашвили по оказанию давления на Порошенко резко снизилась.
Саакашвили оказался «на шпагате»: продолжать свои акции особой необходимости нет (к тому же, не достигая заявленных целей, они постепенно выдыхались), а прекратить их «просто так» тоже нельзя, поскольку этого не поймут политические соратники. Отметим, что «Михомайдан» не сумел аккумулировать достаточную социальную базу и не достиг успеха во многом потому, что его организаторы выдвигали исключительно политические требования, что не представляет большого интереса для широких народных масс на фоне острой социально-экономической ситуации.
Заслуживает внимания факт, что год назад Саакашвили выслали не в родную Грузию, где ему грозило тюремное заключение, а в Польшу. Также Саакашвили являлся подозреваемым по уголовному производству, начатому Генпрокуратурой Украины, — ему инкриминировали подготовку государственного переворота на деньги одного из близких к Виктору Януковичу олигархов, пребывающего ныне в России. Выходит так, что Госпогранслужба, депортировавшая Саакашвили, увела из-под носа у Генпрокуратуры ключевого подозреваемого.
Политические перспективы Саакашвили будут зависеть от итогов президентских выборов. Безусловно, он за последние годы существенно девальвировал свой политический капитал и утратил многие связи на Западе. А сужение ресурсной базы заставляет многих украинских оппозиционеров воспринимать Саакашвили как конкурента, максимум как ситуативного союзника. Однако в случае победы на президентских выборах Владимира Зеленского либо Юлии Тимошенко для Саакашвили приоткроется окно возможностей для возврата в украинскую политику.
Впереди парламентские выборы, в ходе которых Саакашвили хоть и не будет кандидатом, так как у него прерван срок постоянного проживания на Украине, но может попробовать «расконсервировать» партию «Движение новых сил». Если партия на осенних выборах наберет не менее 2%, ее можно будет перевести на бюджетное финансирование на ближайшую пятилетку. Соответствующие нормы, принятые в рамках выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС, вступят в силу уже в ближайшее время.
В общем, 1 апреля, когда будет дан предварительный ответ на вопрос о политическом будущем Саакашвили, уже не за горами. Как бы там ни было, но 1 апреля, в День смеха, многим на Украине явно будет не до смеха.
Денис Гаевский, Киев
В середине марта экс-президент Грузии и бывший руководитель Одесской областной государственной администрации Михаил Саакашвили сделал резонансное заявление о планах вернуться на Украину 1 апреля, на следующий день после первого тура президентских выборов. И даже продемонстрировал купленный на свое имя авиабилет до Киева. Вообще, в ходе предвыборной кампании активизировали многие политики, уже изрядно подзабытые украинским обществом, желающие встроиться в систему власти, которая будет сформирована в случае поражения Петра Порошенко. К таковым относится и Саакашвили, полноценно не реализовавший свои амбиции в бытность президентства Порошенко, а потому желающий взять реванш и вернуть себе статус важного фактора украинской политики. Представляется, это сделать несколько легче, чем вернуться в большую политику Грузии, где Саакашвили явно не ждут. Назначение Саакашвили губернатором Одесской области в мае 2015 года было воспринято как большая неожиданность. Это стало сильным ходом Порошенко, который убрал с должности главы Одесской области близкого соратника Игоря Коломойского Игоря Палицу, и одновременно заполучил соратника по борьбе против тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка, конкурировавшего с президентом за распределение сокращающейся ресурсной базы. Именно Яценюк и его окружение долгое время были главными объектами критики Саакашвили. Однако после отставки Яценюка в апреле 2016 года отношения Порошенко и Саакашвили начали ухудшаться. Тем более Саакашвили располагал политическими амбициями, рассчитывая занять кресло премьер-министра после отставки Яценюка. Вопросы социально-экономического развития Одесской области Саакашвили интересовали по остаточному принципу, изначально было ясно, что экс-президент Грузии рассматривает должность во главе региона лишь как трамплин для дальнейшего перевода в Киев. Будучи главой Одесской области, Саакашвили начал конструировать партию «Движения новых сил», проводя антикоррупционные форумы по всей Украине. В конечном итоге Саакашвили громко хлопнул дверью, уйдя в отставку под конец 2016 года, буквально за несколько дней до победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Экс-президент Грузии был замечен на церемонии инаугурации 45-ого президента США и наверняка в дальнейшем планировал наладить коммуникацию с новой вашингтонской администрацией, с помощью которой можно было бы продолжить политическую карьеру на Украине. Тем более в первые месяцы президентства Трампа американо-украинские отношения оказались фактически заморожены, что связано было с открытой игрой Киева на стороне Хиллари Клинтон в ходе предвыборной кампании в Штатах. Внутри- и внешнеполитические события 2016 года запрограммировали конфликт Саакашвили с Порошенко. Бывший президент Грузии, так не сумев заручиться внешней поддержкой, в июле 2017 года был лишен гражданства Украины решением Порошенко. В целом, как предоставление, так и лишение гражданства Украины Саакашвили сопровождалось многими процедурными нарушениями, потому давать однозначную правовую оценку факту обретения экс-президентом Грузии статуса апатрида (человека без гражданства) возможным не представляется. Впрочем, уже в сентябре 2017 Саакашвили удалось вернуться на территорию Украины, буквально-таки прорвав оцепление на польско-украинской границе. С тех пор и до февраля 2018 года, когда Саакашвили был депортирован украинскими силовиками в Польшу, в Киеве была развернута инфраструктура протестов, известная как «Михомайдан». Но Саакашвили не сумел конвертировать протестные настроения общества в какой-либо значимый политический результат, разве что акции под его руководством внесли лепту с снижение рейтингов Порошенко. 1 апреля 2019 года Саакашвили попытается повторить свой трюк с возвратом на территорию Украины. Здесь, правда, есть несколько «но»: начиная с того, что его могут просто не пустить на борт самолета до Киева, заканчивая тем, что Саакашвили является персоной нон грата на Украине до 2021 года. К тому же управленческая вертикаль Порошенко не рассыпется одномоментно 1 апреля, о чем упоминал Саакашвили, анонсируя свой возврат в Киев. 1 апреля официальные результаты первого тура выборов будут еще неизвестны, да и шансы Порошенко пройти в него не такие уж и низкие. Можно предположить, что заявление Саакашвили о возврате — не более, чем «игра нервов», инструмент психологического давления на Порошенко в интересах оппонентов последнего. К таковым ныне относится и Арсен Аваков, глава МВД, в чью структуру входит Госпогранслужба. Потому теоретические шансы попасть на территорию Украины у Саакашвили сохраняются. Тем более Саакашвили может сконцентрировать на себе протестный потенциал, если уже 1 апреля станет понятно, что Порошенко протаскивают во второй тур выборов, что не коррелирует с данными систем параллельного подсчета голосов. С другой стороны, возврат Саакашвили 1 апреля может быть спланированным «договорняком» с Порошенко, замысел которого заключается в переключении общественного внимания с процесса подсчета голосов избирателей на приключения бывшего президента Грузии на границе. К слову, вполне возможно, что высылка Саакашвили в феврале 2018 тоже была «договорняком», за которые он получил хорошие отступные. В ходе «Михомайдана» Саакашвили ретранслировал повестку западных элит (создание антикоррупционного суда, переход к пропорциональной избирательной системе, принятие закона об импичменте президента), желавших более плотно контролировать киевскую власть. При этом в разгар «Михомайдана» Порошенко пошел на уступки западным центрам влияния, взяв на себя обязательства выполнить программу-минимум в виде создания антикоррупционного суда и повышения цен на газ для населения. В таких условиях необходимость услуг Саакашвили по оказанию давления на Порошенко резко снизилась. Саакашвили оказался «на шпагате»: продолжать свои акции особой необходимости нет (к тому же, не достигая заявленных целей, они постепенно выдыхались), а прекратить их «просто так» тоже нельзя, поскольку этого не поймут политические соратники. Отметим, что «Михомайдан» не сумел аккумулировать достаточную социальную базу и не достиг успеха во многом потому, что его организаторы выдвигали исключительно политические требования, что не представляет большого интереса для широких народных масс на фоне острой социально-экономической ситуации. Заслуживает внимания факт, что год назад Саакашвили выслали не в родную Грузию, где ему грозило тюремное заключение, а в Польшу. Также Саакашвили являлся подозреваемым по уголовному производству, начатому Генпрокуратурой Украины, — ему инкриминировали подготовку государственного переворота на деньги одного из близких к Виктору Януковичу олигархов, пребывающего ныне в России. Выходит так, что Госпогранслужба, депортировавшая Саакашвили, увела из-под носа у Генпрокуратуры ключевого подозреваемого. Политические перспективы Саакашвили будут зависеть от итогов президентских выборов. Безусловно, он за последние годы существенно девальвировал свой политический капитал и утратил многие связи на Западе. А сужение ресурсной базы заставляет многих украинских оппозиционеров воспринимать Саакашвили как конкурента, максимум как ситуативного союзника. Однако в случае победы на президентских выборах Владимира Зеленского либо Юлии Тимошенко для Саакашвили приоткроется окно возможностей для возврата в украинскую политику. Впереди парламентские выборы, в ходе которых Саакашвили хоть и не будет кандидатом, так как у него прерван срок постоянного проживания на Украине, но может попробовать «расконсервировать» партию «Движение новых сил». Если партия на осенних выборах наберет не менее 2%, ее можно будет перевести на бюджетное финансирование на ближайшую пятилетку. Соответствующие нормы, принятые в рамках выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС, вступят в силу уже в ближайшее время. В общем, 1 апреля, когда будет дан предварительный ответ на вопрос о политическом будущем Саакашвили, уже не за горами. Как бы там ни было, но 1 апреля, в День смеха, многим на Украине явно будет не до смеха. Денис Гаевский, Киев
Комментарии (0)