Как отразится отставка Назарбаева на стране и мире - «ДНР и ЛНР»

  • 16:12, 20-мар-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Макар
  • 0

Обращение президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева к народу страны с объявлением о решении сложить полномочия главы государства с 20 марта стало одновременно и ожидаемым, и неожиданным.




Ожидаемым, поскольку уже несколько лет и в самом Казахстане, и в мировом экспертном сообществе тема предстоящего транзита высшей власти в стране является топовой. Все обсуждения казахстанской внутриполитической или внешнеполитической проблематики обязательно выходили на вопросы о том, как, когда и с каким результатом президентский пост в республике достанется кому-то, кто придет после Назарбаева. Тематика, связанная с предстоящим транзитом власти, буквально стала самым востребованным видом аналитики, в воздухе витало ожидание этого события.


Неожиданность же была полной: 27 февраля в Казахстане произошла давно ожидаемая смена правительства и абсолютно ничто не предвещало той бури, которая разразилась 19 марта. Никто из казахстанских или зарубежных аналитиков ещё накануне обнародования обращения президента к народу не прогнозировал ничего подобного.


Сейчас, с заявлением Назарбаева встала проблема того, как будет проходить переход. Ясно, что ни о каком экспромте в стиле «я устал, я ухожу» и речи быть не может – Назарбаев, будучи политиком очень искусным, опытным, сумевшим 30 лет находиться на должности первого лица не последнего государства, с очень непростой системой властных элит, отдает себе отчет в том, что все надо делать вовремя. Вопрос с транзитом высшей власти в Казахстане не просто назрел, а даже перезрел, постепенно превращаясь в тормоз эффективной работы государственного аппарата. Решение Назарбаева, конечно, не было случайным – он тщательно все продумал и спланировал.


Это решение президента Казахстана отвечает национальным интересам страны. Поскольку в случае, если бы Назарбаев уходил, как это происходило, допустим, в 2016 году в соседнем Узбекистане, или так, как это происходило в 2006 году в Туркмении, то есть в ситуации абсолютного форс-мажора, общего напряжения в политической системе, социуме и экономике, это было бы серьезным потрясением для всей казахстанской государственности.


Своим решением Назарбаев проводит переход в «щадящем режиме»: транзит будет происходить при прямом и непосредственном участии и под руководством со стороны самого Нурсултана Абишевича. В силу этого республике удастся избежать массы рискованных моментов, связанных с высокой вероятностью войны элит за наследие, передел власти и собственности. Назарбаев понимает, что его стране такой вариант развития событий абсолютно не нужен, поэтому и решил провести транзит власти еще при жизни.


Вряд ли Казахстан ждут резкие изменения. Назарбаев не «уходит на пенсию», а просто окончательно становится надэлитной фигурой, которая будет соответствовать его статусу лидера нации. Это будет Дэн Сяопин в казахстанском варианте, который станет главной силой, определяющей все значимые решения в стране в течение, как минимум, нескольких ближайших лет. Все остальные – президент, премьер, главы верхней и нижней палат парламента – люди, которые займут должности на порядки ниже.


В любом случае, смена власти – серьезный вызов для республики. Нурсултан Назарбаев создал современный Казахстан, и на том, кто придет ему на смену, лежит большая ответственность – сумеет ли он удержать страну и обеспечить ее дальнейшее развитие.


Временно исполняющим обязанности президента Казахстана будет спикер сената Касым-Жомарт Токаев. В ближайшее время именно он будет руководить страной, а учитывая сложившиеся традиции, есть высокие шансы, что именно он победит на выборах и станет следующим полноправным главой Казахстана.


Занимаемая Токаевым много лет должность спикера Сената РК свидетельствует о том, что президент давно видит его в числе тех людей, которые в случае чего могли бы возглавить страну. За Токаева говорит то, что он известен в мире, имеет связи в России, Китае, США, опыт работы в ООН. Токаев был премьер-министром, госсекретарем, хорошо знает казахстанскую «кухню» принятия решений. Теоретически в качестве преемника (или, «переходного преемника») он во многом подходит.


Явным плюсом, который есть у Токаева, в первую очередь, является авторитет, которым обладает Касым-Жомарт Кемелевич на международной арене. Про него говорят, что он второй после Назарбаева «самый известный и солидный казахстанский бренд за рубежом». Профессионализм Токаева, как дипломата никогда и никем не подвергался сомнению. Именно его называют родоначальником многовекторности казахстанской внешней политики и ожидать каких-то существенных изменений во внешней политике при «назначении» Токаева на высший государственный пост не приходится.


В качестве положительного фактора, играющего в его пользу можно назвать отсутствие ярко выраженных политических амбиций и демонстрируемую им преданность главе государства. Это обстоятельство позволяет называть Токаева одним из наиболее вероятных преемников. В таком случае он окажется именно той фигурой, которая способна наиболее адекватно провести политические реформы по расширению полномочий правительства, парламента, правящей партии — естественно, в рамках, очерченных Лидером нации.


Андрей Грозин, газета «Известия»


Обращение президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева к народу страны с объявлением о решении сложить полномочия главы государства с 20 марта стало одновременно и ожидаемым, и неожиданным. Ожидаемым, поскольку уже несколько лет и в самом Казахстане, и в мировом экспертном сообществе тема предстоящего транзита высшей власти в стране является топовой. Все обсуждения казахстанской внутриполитической или внешнеполитической проблематики обязательно выходили на вопросы о том, как, когда и с каким результатом президентский пост в республике достанется кому-то, кто придет после Назарбаева. Тематика, связанная с предстоящим транзитом власти, буквально стала самым востребованным видом аналитики, в воздухе витало ожидание этого события. Неожиданность же была полной: 27 февраля в Казахстане произошла давно ожидаемая смена правительства и абсолютно ничто не предвещало той бури, которая разразилась 19 марта. Никто из казахстанских или зарубежных аналитиков ещё накануне обнародования обращения президента к народу не прогнозировал ничего подобного. Сейчас, с заявлением Назарбаева встала проблема того, как будет проходить переход. Ясно, что ни о каком экспромте в стиле «я устал, я ухожу» и речи быть не может – Назарбаев, будучи политиком очень искусным, опытным, сумевшим 30 лет находиться на должности первого лица не последнего государства, с очень непростой системой властных элит, отдает себе отчет в том, что все надо делать вовремя. Вопрос с транзитом высшей власти в Казахстане не просто назрел, а даже перезрел, постепенно превращаясь в тормоз эффективной работы государственного аппарата. Решение Назарбаева, конечно, не было случайным – он тщательно все продумал и спланировал. Это решение президента Казахстана отвечает национальным интересам страны. Поскольку в случае, если бы Назарбаев уходил, как это происходило, допустим, в 2016 году в соседнем Узбекистане, или так, как это происходило в 2006 году в Туркмении, то есть в ситуации абсолютного форс-мажора, общего напряжения в политической системе, социуме и экономике, это было бы серьезным потрясением для всей казахстанской государственности. Своим решением Назарбаев проводит переход в «щадящем режиме»: транзит будет происходить при прямом и непосредственном участии и под руководством со стороны самого Нурсултана Абишевича. В силу этого республике удастся избежать массы рискованных моментов, связанных с высокой вероятностью войны элит за наследие, передел власти и собственности. Назарбаев понимает, что его стране такой вариант развития событий абсолютно не нужен, поэтому и решил провести транзит власти еще при жизни. Вряд ли Казахстан ждут резкие изменения. Назарбаев не «уходит на пенсию», а просто окончательно становится надэлитной фигурой, которая будет соответствовать его статусу лидера нации. Это будет Дэн Сяопин в казахстанском варианте, который станет главной силой, определяющей все значимые решения в стране в течение, как минимум, нескольких ближайших лет. Все остальные – президент, премьер, главы верхней и нижней палат парламента – люди, которые займут должности на порядки ниже. В любом случае, смена власти – серьезный вызов для республики. Нурсултан Назарбаев создал современный Казахстан, и на том, кто придет ему на смену, лежит большая ответственность – сумеет ли он удержать страну и обеспечить ее дальнейшее развитие. Временно исполняющим обязанности президента Казахстана будет спикер сената Касым-Жомарт Токаев. В ближайшее время именно он будет руководить страной, а учитывая сложившиеся традиции, есть высокие шансы, что именно он победит на выборах и станет следующим полноправным главой Казахстана. Занимаемая Токаевым много лет должность спикера Сената РК свидетельствует о том, что президент давно видит его в числе тех людей, которые в случае чего могли бы возглавить страну. За Токаева говорит то, что он известен в мире, имеет связи в России, Китае, США, опыт работы в ООН. Токаев был премьер-министром, госсекретарем, хорошо знает казахстанскую «кухню» принятия решений. Теоретически в качестве преемника (или, «переходного преемника») он во многом подходит. Явным плюсом, который есть у Токаева, в первую очередь, является авторитет, которым обладает Касым-Жомарт Кемелевич на международной арене. Про него говорят, что он второй после Назарбаева «самый известный и солидный казахстанский бренд за рубежом». Профессионализм Токаева, как дипломата никогда и никем не подвергался сомнению. Именно его называют родоначальником многовекторности казахстанской внешней политики и ожидать каких-то существенных изменений во внешней политике при «назначении» Токаева на высший государственный пост не приходится. В качестве положительного фактора, играющего в его пользу можно назвать отсутствие ярко выраженных политических амбиций и демонстрируемую им преданность главе государства. Это обстоятельство позволяет называть Токаева одним из наиболее вероятных преемников. В таком случае он окажется именно той фигурой, которая способна наиболее адекватно провести политические реформы по расширению полномочий правительства, парламента, правящей партии — естественно, в рамках, очерченных Лидером нации. Андрей Грозин, газета «Известия»


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!