Чего ожидать Украине и России, а также самой Молдавии от нового парламента в Кишинёве - «ДНР и ЛНР»

  • 18:04, 19-мар-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Тимофей
  • 0

Президент Молдавии Игорь Додон обсудил сценарий первого заседания нового парламента (по закону, оно должно состояться до 25 марта) с депутатом-социалистом Эдуардом Смирновым. Он будет председательствовать, так как является старейшим по возрасту народным избранником. Это пока все, что более-менее ясно. Дальше — сплошной политический ребус



Чего ожидать Украине и России, а также самой Молдавии от нового парламента в Кишинёве - «ДНР и ЛНР»

Это наша с тобой коалиция


Состав нового парламента таков, что сегодня никто не возьмется со стопроцентной уверенностью говорить, что там дальше у депутатов получится. Конституционный суд 9 марта утвердил результаты парламентских выборов и признал законными мандаты 101 избранного депутата. Партия социалистов (левая оппозиция) получила 35 мест, Демпартия (партия власти) — 30, блок ACUM (правая оппозиция) — 26, партия «Шор» (во главе которой стоит главный обвиняемый в краже миллиарда долларов из молдавских банков) — 7 мандатов. Кроме того, в парламент прошли три независимых кандидата — по мнению наблюдателей, все они будут плодотворно работать с Демпартией.

Рассмотрим варианты развития события в парламенте, учитывая, что для избрания премьер-министра и, соответственно, неухода в досрочные выборы, необходим 51 голос. То есть либо коалиция, либо роспуск.


Вариант первый: ACUM+социалисты


С одной стороны, самый логичный союз в новом парламенте — на двоих у них получается даже 61 депутат. И это несмотря на разногласия в вопросе, куда дальше необходимо двигаться Молдавии (левые тяготеют к России, а правые, естественно, к Западу). Тем не менее обе силы считают себя оппозиционными власти, и в программах, с которыми они шли на выборы, значится свержение «режима олигарха Влада Плахотнюка» (фактического хозяина страны).


По словам экс-министра экономики Молдавии Александра Муравского, это был бы лучший вариант из возможных.


«Он мог бы быть крепким, работающим или компромиссно-временным. Его цель — очищение общества и возврат веры в госвласть. Условия: ПСРМ снимает с повестки дня лозунг членства в ЕАЭС (президент фактически это уже сделал) и отходит от ярой критики унионистов. ACUM не поднимает лозунги унионистского характера и не педалирует проблему скорейшей европейской интеграции, а также не допускает антироссийских лозунгов и действий», — сделал свой прогноз для СМИ Муравский.


«Возможно антиолигархическое сотрудничество между ACUM и социалистами на один-два месяца для голосования по очищению страны от ставленников Демпартии и ее лидера», — вторил ему политолог Алексей Тулбуре.


В общем, идея создания такой коалиции, как видите, лежала на поверхности. Для того чтобы подтолкнуть партии к сотрудничеству, в оборот был введен неведомый доселе в Молдавии термин «ситуативное голосование», что давало простор для объяснений электорату: это, дескать, не союз, а единоразовое решение по жизненно важным для страны вопросам.

Первый шаг сделали социалисты. По итогам заседания Политического исполнительного комитета партии социалистов, блоку ACUM было направлено приглашение на переговоры.


«Это решение базируется на том факте, что ПСРМ и ACUM являются главными оппозиционными силами по обе стороны политического спектра страны. Мы также сотрудничали с некоторыми политиками из этого блока в прошлом, вместе организовали протесты против власти и теперь хотим определить, если между нашими политическими силами еще есть точки соприкосновения, на основе которых могло бы вырисоваться будущее политическое сотрудничество», — говорилось в приглашении.


Однако блок ACUM предложение социалистов не принял.


«Если бы мы пошли на это, то окончательно разочаровали бы граждан, растоптали бы надежду на цивилизованное демократическое будущее, веру в Молдову с ответственным, честным политическим классом, с государственной политикой, направленной на достижение процветания страны и ее граждан», — заявил сопредседатель блока Андрей Нэстасе.


Другой сопредседатель блока Майя Санду отметила, что «ACUM получил голоса граждан для того, чтобы избавить Молдову от олигархов и обеспечить развитие страны. Еще раз обозначу нашу твердую позицию — мы не идем на переговоры с олигархическими силами: Демпартией, Партией социалистов и партией «Шор».


В своем ответном заявлении секретарь по идеологии партии социалистов Ион Чебан был крайне расстроен: «Очень жаль, что блок ACUM занял позицию страуса, предпочитая спрятать голову в песок и не беспокоиться о дальнейшем политическом развитии страны».


Вариант второй: Демпартия+ACUM


На прошлой неделе представители Демпартии два раза направляли правым оппозиционерам приглашения о том, чтобы сесть за стол переговоров по созданию будущей парламентской коалиции (второй раз, кстати, ACUM предлагали даже пост премьер-министра).

«Что касается коалиции ДПМ и ACUM, думаю, что ее судьба зависит от позиции западных спонсоров Молдовы, как говорят, «партнеров по развитию». Вот если партнеры по развитию убедят ACUM войти в коалицию с Демпартией, причем на правах младшего партнера, то такая коалиция будет», — прокомментировал местным СМИ ситуацию эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.


Тем не менее, оба раза ACUM героически отвергал всякие переговоры с демократами.


«Мы слишком уважаем граждан, чтобы торговаться с бандитами и ворами», — говорилось в их официальном заявлении.


Вариант третий: Демпартия+социалисты


После категоричного ответа ACUM заговорили, опять же, о «ситуативной коалиции» демократов и социалистов. О том, что такой парламентский блок возможен, говорил еще до парламентских выборов один из идеологов Партии социалистов Влаимир Цуркан.


«Сотрудничество социалистов с демократами возможно, если Демпартию покинет Владимир Плахотнюк», — заявил Цуркан.


Тогда демократы ответили обтекаемо, что «в любом случае надо договариваться», но ставить условие об уходе Владимира Плахотнюка — «это неприемлемо».


Сейчас, когда блок ACUM однозначно заявил, что не желает коалиций с демократами и социалистами, все идет к тому, что именно эти последние две партии могут «спасти страну, не ввергая ее в пучину досрочных выборов».


Политолог Владимир Брутер подобного союза не исключает, но предупреждает, что политическим формированиям придется пойти на ряд серьезных уступок.


«Заключение коалиции между ними предполагает очень серьезные изменения программ как одной, так и другой партии. Вполне допускаю, что они могут проголосовать за некое беспартийное правительство», — сказал Брутер.


Но и здесь все не просто. Дело в том, что невозможно предугадать риски такого сотрудничества. Как полагает большинство экспертов, социалисты потеряют от него больше, чем демократы, ведь это означает идти на сговор с демонизированным в Молдове Владимиром Плахотнюком, рейтинг которого не превышает нескольких процентов.


Опять же, будет сложно объяснить своему электорату, почему надо договариваться с теми, кто под прикрытием борьбы с российской пропагандой ввел цензуру на ретранслируемых Москвой телеканалах.


Да и вообще, как позывает практика, все, кто идет на сотрудничество с Демпартией, заканчивают весьма плохо: так, например, всесильный ранее экс-премьер-министр Владимир Филат отбывает ныне 9-летний срок заключения. А все началось с того, что он сначала попытался олигарха Плахотнюка свергнуть, а потом, когда ничего не получилось, вдруг закрутил с ним политическую любовь.


Обиды олигарх не простил: Филат, в принципе, сидит за то, за что можно упечь на нары каждого второго молдавского чиновника или политика: «за пассивную коррупцию и извлечение выгоды из влияния» (звучит обтекаемо и подходит на все случаи жизни).


Вариант четвертый: Демпартия докупит себе столько депутатов, сколько ей надо


Сегодня этот расклад выглядит как наименее вероятный, но не стоит забывать, что в прошлом парламенте демократы за счет массовой скупки депутатов стали в итоге самой многочисленной фракцией. Давайте считать: на данный момент у них в наличии 30 мандатов, плюс 7 — партия «Шор», плюс три — независимые. Итого 40. Для того чтобы выбрать премьер-министра, необходимо всего 11 человек. Задача Плахотнюку вполне по силам, учитывая, что, к примеру, в ACUM имеется некое брожение среди тех, кто не хочет 4 года прозябать в парламентской оппозиции. Да и «железобетонная» фракция социалистов может треснуть под натиском миллионов долларов.


Какой из вариантов наиболее выгоден Украине и России?


Президент Молдавии Игорь Додон обсудил сценарий первого заседания нового парламента (по закону, оно должно состояться до 25 марта) с депутатом-социалистом Эдуардом Смирновым. Он будет председательствовать, так как является старейшим по возрасту народным избранником. Это пока все, что более-менее ясно. Дальше — сплошной политический ребус Это наша с тобой коалиция Состав нового парламента таков, что сегодня никто не возьмется со стопроцентной уверенностью говорить, что там дальше у депутатов получится. Конституционный суд 9 марта утвердил результаты парламентских выборов и признал законными мандаты 101 избранного депутата. Партия социалистов (левая оппозиция) получила 35 мест, Демпартия (партия власти) — 30, блок ACUM (правая оппозиция) — 26, партия «Шор» (во главе которой стоит главный обвиняемый в краже миллиарда долларов из молдавских банков) — 7 мандатов. Кроме того, в парламент прошли три независимых кандидата — по мнению наблюдателей, все они будут плодотворно работать с Демпартией. Рассмотрим варианты развития события в парламенте, учитывая, что для избрания премьер-министра и, соответственно, неухода в досрочные выборы, необходим 51 голос. То есть либо коалиция, либо роспуск. Вариант первый: ACUM социалисты С одной стороны, самый логичный союз в новом парламенте — на двоих у них получается даже 61 депутат. И это несмотря на разногласия в вопросе, куда дальше необходимо двигаться Молдавии (левые тяготеют к России, а правые, естественно, к Западу). Тем не менее обе силы считают себя оппозиционными власти, и в программах, с которыми они шли на выборы, значится свержение «режима олигарха Влада Плахотнюка» (фактического хозяина страны). По словам экс-министра экономики Молдавии Александра Муравского, это был бы лучший вариант из возможных. «Он мог бы быть крепким, работающим или компромиссно-временным. Его цель — очищение общества и возврат веры в госвласть. Условия: ПСРМ снимает с повестки дня лозунг членства в ЕАЭС (президент фактически это уже сделал) и отходит от ярой критики унионистов. ACUM не поднимает лозунги унионистского характера и не педалирует проблему скорейшей европейской интеграции, а также не допускает антироссийских лозунгов и действий», — сделал свой прогноз для СМИ Муравский. «Возможно антиолигархическое сотрудничество между ACUM и социалистами на один-два месяца для голосования по очищению страны от ставленников Демпартии и ее лидера», — вторил ему политолог Алексей Тулбуре. В общем, идея создания такой коалиции, как видите, лежала на поверхности. Для того чтобы подтолкнуть партии к сотрудничеству, в оборот был введен неведомый доселе в Молдавии термин «ситуативное голосование», что давало простор для объяснений электорату: это, дескать, не союз, а единоразовое решение по жизненно важным для страны вопросам. Первый шаг сделали социалисты. По итогам заседания Политического исполнительного комитета партии социалистов, блоку ACUM было направлено приглашение на переговоры. «Это решение базируется на том факте, что ПСРМ и ACUM являются главными оппозиционными силами по обе стороны политического спектра страны. Мы также сотрудничали с некоторыми политиками из этого блока в прошлом, вместе организовали протесты против власти и теперь хотим определить, если между нашими политическими силами еще есть точки соприкосновения, на основе которых могло бы вырисоваться будущее политическое сотрудничество», — говорилось в приглашении. Однако блок ACUM предложение социалистов не принял. «Если бы мы пошли на это, то окончательно разочаровали бы граждан, растоптали бы надежду на цивилизованное демократическое будущее, веру в Молдову с ответственным, честным политическим классом, с государственной политикой, направленной на достижение процветания страны и ее граждан», — заявил сопредседатель блока Андрей Нэстасе. Другой сопредседатель блока Майя Санду отметила, что «ACUM получил голоса граждан для того, чтобы избавить Молдову от олигархов и обеспечить развитие страны. Еще раз обозначу нашу твердую позицию — мы не идем на переговоры с олигархическими силами: Демпартией, Партией социалистов и партией «Шор». В своем ответном заявлении секретарь по идеологии партии социалистов Ион Чебан был крайне расстроен: «Очень жаль, что блок ACUM занял позицию страуса, предпочитая спрятать голову в песок и не беспокоиться о дальнейшем политическом развитии страны». Вариант второй: Демпартия ACUM На прошлой неделе представители Демпартии два раза направляли правым оппозиционерам приглашения о том, чтобы сесть за стол переговоров по созданию будущей парламентской коалиции (второй раз, кстати, ACUM предлагали даже пост премьер-министра). «Что касается коалиции ДПМ и ACUM, думаю, что ее судьба зависит от позиции западных спонсоров Молдовы, как говорят, «партнеров по развитию». Вот если партнеры по развитию убедят ACUM войти в коалицию с Демпартией, причем на правах младшего партнера, то такая коалиция будет», — прокомментировал местным СМИ ситуацию эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Тем не менее, оба раза ACUM героически отвергал всякие переговоры с демократами. «Мы слишком уважаем граждан, чтобы торговаться с бандитами и ворами», — говорилось в их официальном заявлении. Вариант третий: Демпартия социалисты После категоричного ответа ACUM заговорили, опять же, о «ситуативной коалиции» демократов и социалистов. О том, что такой парламентский блок возможен, говорил еще до парламентских выборов один из идеологов Партии социалистов Влаимир Цуркан. «Сотрудничество социалистов с демократами возможно, если Демпартию покинет Владимир Плахотнюк», — заявил Цуркан. Тогда демократы ответили обтекаемо, что «в любом случае надо договариваться», но ставить условие об уходе Владимира Плахотнюка — «это неприемлемо». Сейчас, когда блок ACUM однозначно заявил, что не желает коалиций с демократами и социалистами, все идет к тому, что именно эти последние две партии могут «спасти страну, не ввергая ее в пучину досрочных выборов». Политолог Владимир Брутер подобного союза не исключает, но предупреждает, что политическим формированиям придется пойти на ряд серьезных уступок. «Заключение коалиции между ними предполагает очень серьезные изменения программ как одной, так и другой партии. Вполне допускаю, что они могут проголосовать за некое беспартийное правительство», — сказал Брутер. Но и здесь все не просто. Дело в том, что невозможно предугадать риски такого сотрудничества. Как полагает большинство экспертов, социалисты потеряют от него больше, чем демократы, ведь это означает идти на сговор с демонизированным в Молдове Владимиром Плахотнюком, рейтинг которого не превышает нескольких процентов. Опять же, будет сложно объяснить своему электорату, почему надо договариваться с теми, кто под прикрытием борьбы с российской пропагандой ввел цензуру на ретранслируемых Москвой телеканалах. Да и вообще, как позывает практика, все, кто идет на сотрудничество с Демпартией, заканчивают весьма плохо: так, например, всесильный ранее экс-премьер-министр Владимир Филат отбывает ныне 9-летний срок заключения. А все началось с того, что он сначала попытался олигарха Плахотнюка свергнуть, а потом, когда ничего не получилось, вдруг закрутил с ним политическую любовь. Обиды олигарх не простил: Филат, в принципе, сидит за то, за что можно упечь на нары каждого второго молдавского чиновника или политика: «за пассивную коррупцию и извлечение выгоды из влияния» (звучит обтекаемо и подходит на все случаи жизни). Вариант четвертый: Демпартия докупит себе столько депутатов, сколько ей надо Сегодня этот расклад выглядит как наименее вероятный, но не стоит забывать, что в прошлом парламенте демократы за счет массовой скупки депутатов стали в итоге самой многочисленной фракцией. Давайте считать: на данный момент у них в наличии 30 мандатов, плюс 7 — партия «Шор», плюс три — независимые. Итого 40. Для того чтобы выбрать премьер-министра, необходимо всего 11 человек. Задача Плахотнюку вполне по силам, учитывая, что, к примеру, в ACUM имеется некое брожение среди тех, кто не хочет 4 года прозябать в парламентской оппозиции. Да и «железобетонная» фракция социалистов может треснуть под натиском миллионов долларов. Какой из вариантов наиболее выгоден Украине и России?


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!