Гарант конституции или узурпатор: за кого проголосуют украинцы? - «ДНР и ЛНР»

  • 10:56, 19-мар-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Муза
  • 0

На Украине развязалась ожесточенная борьба за президентский пост. Безразлично, что полномочия президента по конституции достаточно скромные




Как можно узурпировать власть, уже показал действующий глава государства Петр Порошенко, отмечают критики.

В ожесточенной предвыборной кампании кандидаты на пост президента обещают в случае избрания все что угодно — от «европейских» зарплат до низких тарифов на коммунальные услуги. Кажется, никто уже и не помнит, какими полномочиями наделен президент Украины Конституцией. А они 2014 года были существенно урезаны, когда было восстановлено действие конституционной реформы 2004 года. Оба раза основной закон меняли для того, чтобы уменьшить риски узурпации власти главой государства.


Внешняя политика и оборона


По результатом конституционной реформы, за президентом оставили прежде всего инициативу во внешней политике и в обороне. Именно глава государства вносит в Верховную Раду кандидатуры министров обороны и иностранных дел. Остальных министров предлагает премьер, кандидатуру которого выдвигает парламентская коалиция, а не президент.


Так же за премьером в действующей последние пять лет конституции право подавать кандидатуры глав областных госадминистраций. То есть основная власть и ответственность в экономической и социальной сферах, на которых акцентируют ведущие кандидаты в президенты, сконцентрирована на правительстве, а не главе государства.


Инвестиции во власть, а не в «гаранта Конституции»


Тем не менее, в украинской политической культуре президент остается центральной властной фигурой. Похоже, из этого выходят и кандидаты, которые при поддержке щедрых спонсоров инвестируют в предвыборную кампанию. Уже 654 миллиона гривен было потрачено ключевыми участниками гонки только на рекламу в СМИ по состоянию на начало марта, подсчитали аналитики общественного движения «Честно». Правда, часто источник происхождения этих средств вызывает вопросы. В частности, значительные суммы в предвыборные фонды поступают от студентов или пенсионеров. Или же вообще кандидаты отказываются раскрывать доноров, сетуют в «Честно».

Исследователя Международного центра Карнеги Балаша Ярабика большие инвестиции в выборы на Украине не удивляют.


«Президентская должность дает в Украине всю полноту формальной и неформальной власти. Именно поэтому предвыборная кампания является такой эмоциональной и требует от кандидатов таких больших инвестиций», — отметил политолог. Ярабик написал ряд аналитических статей о том, как украинский президент укрепляет свою власть вне конституционных рамок.


Нужны люди на должностях


Самым ярким примером расширения президентом контроля над исполнительной властью по каденции Порошенко было назначение на должность главы правительства его близкого соратника Владимира Гройсмана, считает Ярабик. Кандидатуру председателя правительства в марте 2016 года внесла коалиция в составе двух фракций — БПП и Народного фронта, — которые даже на бумаге не имели большинства в парламенте. Хотя именно этого требует Конституция. Порошенко, впрочем, проигнорировал возложенную на него основным законом контрольную функцию и подал эту кандидатуру на рассмотрение Верховной Рады. Для утверждения кандидатуры премьера и кабинета министров нужно 226 голосов. За состав нового правительства проголосовали только 197 депутатов из числа формальных участников коалиции. Остальных нужных голосов дали внефракционные депутаты и депутатские группы «Воля народа» и «Возрождение», которые не принимали самостоятельного участия в парламентских выборах. Эти группы состоят преимущественно из мажоритарщиков-бизнесменов.

Петру Порошенко на всех ключевых голосованиях удается заручиться поддержкой этих депутатов. Именно их голосами, например, был избран генеральным прокурором еще один близкий соратник президента Юрий Луценко. У Луценко не было даже юридического образования, через что специально под него пришлось менять закон — теперь иметь такое образование генпрокурору необязательно.


Неформальные «бенефиты»


В таком же составе «теневая коалиция» — ББП, Народный фронт и мажоритарщики-бизнесмены ежегодно принимают и государственный бюджет.

«Это предмет кулуарных договоренностей, которые происходят в парламенте. Решения принимаются или в обмен на экономические бенефиты, или в обмен на бюджетные ассигнования на округ депутата», — отметила в разговоре с DW аналитик общественного движения «Честно» Вита Думанская.


Она считает, что Петр Порошенко упустил исторический шанс изменить правила игры в украинской политике, получив огромный кредит доверия от избирателей в 2014 году. В частности, Порошенко обещал добиться изменения избирательного законодательства, по которому половина депутатов избирается в округах, и ввести выборы по открытым партийным спискам.


«Вместо реформ Порошенко обрастал олигархическими связями. Следствием этого является и коррупционные скандалы, такие как вскрывшиеся факты обогащения на схемах в «Укроборонпроме», — говорит Думанская, указывая на недавнее расследование журналистов программы «Бугус.инфо» о том, как группа молодых людей зарабатывала миллионы на продаже втридорога запчастей украинским оборонным заводам.


Прикрывались коррупционные схемы, как утверждают журналисты, неформальным влиянием заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского, сын которого Игорь, вероятно, был причастен к махинациям. Гладковский-старший — многолетний бизнес-партнер Петра Порошенко. Имея очень скромную по полномочиям должность в СНБО, он, очевидно, имел большое неформальное влияние на государственные оборонные предприятия.


Что изменят выборы на Украине?


Балаш Ярабик, глядя на основных конкурентов Петра Порошенко, скептичен относительно изменений в политической культуре после президентских выборов.

«Не стоит много ожидать от Юлии Тимошенко, которая является продуктом системы, контролируемой олигархами. Многие надеются на «новое лицо» Владимира Зеленского. Но и он связан с олигархом Игорем Коломойским», — говорит политолог.


В то же время Ярабик отмечает, что Зеленский наименее предсказуемый для нынешних элит кандидат, поэтому в случае его избрания можно ожидать наибольших сдвигов в системе власти. Правда, стоит ли ожидать большей прозрачности в политике — большой вопрос.


На Украине развязалась ожесточенная борьба за президентский пост. Безразлично, что полномочия президента по конституции достаточно скромные Как можно узурпировать власть, уже показал действующий глава государства Петр Порошенко, отмечают критики. В ожесточенной предвыборной кампании кандидаты на пост президента обещают в случае избрания все что угодно — от «европейских» зарплат до низких тарифов на коммунальные услуги. Кажется, никто уже и не помнит, какими полномочиями наделен президент Украины Конституцией. А они 2014 года были существенно урезаны, когда было восстановлено действие конституционной реформы 2004 года. Оба раза основной закон меняли для того, чтобы уменьшить риски узурпации власти главой государства. Внешняя политика и оборона По результатом конституционной реформы, за президентом оставили прежде всего инициативу во внешней политике и в обороне. Именно глава государства вносит в Верховную Раду кандидатуры министров обороны и иностранных дел. Остальных министров предлагает премьер, кандидатуру которого выдвигает парламентская коалиция, а не президент. Так же за премьером в действующей последние пять лет конституции право подавать кандидатуры глав областных госадминистраций. То есть основная власть и ответственность в экономической и социальной сферах, на которых акцентируют ведущие кандидаты в президенты, сконцентрирована на правительстве, а не главе государства. Инвестиции во власть, а не в «гаранта Конституции» Тем не менее, в украинской политической культуре президент остается центральной властной фигурой. Похоже, из этого выходят и кандидаты, которые при поддержке щедрых спонсоров инвестируют в предвыборную кампанию. Уже 654 миллиона гривен было потрачено ключевыми участниками гонки только на рекламу в СМИ по состоянию на начало марта, подсчитали аналитики общественного движения «Честно». Правда, часто источник происхождения этих средств вызывает вопросы. В частности, значительные суммы в предвыборные фонды поступают от студентов или пенсионеров. Или же вообще кандидаты отказываются раскрывать доноров, сетуют в «Честно». Исследователя Международного центра Карнеги Балаша Ярабика большие инвестиции в выборы на Украине не удивляют. «Президентская должность дает в Украине всю полноту формальной и неформальной власти. Именно поэтому предвыборная кампания является такой эмоциональной и требует от кандидатов таких больших инвестиций», — отметил политолог. Ярабик написал ряд аналитических статей о том, как украинский президент укрепляет свою власть вне конституционных рамок. Нужны люди на должностях Самым ярким примером расширения президентом контроля над исполнительной властью по каденции Порошенко было назначение на должность главы правительства его близкого соратника Владимира Гройсмана, считает Ярабик. Кандидатуру председателя правительства в марте 2016 года внесла коалиция в составе двух фракций — БПП и Народного фронта, — которые даже на бумаге не имели большинства в парламенте. Хотя именно этого требует Конституция. Порошенко, впрочем, проигнорировал возложенную на него основным законом контрольную функцию и подал эту кандидатуру на рассмотрение Верховной Рады. Для утверждения кандидатуры премьера и кабинета министров нужно 226 голосов. За состав нового правительства проголосовали только 197 депутатов из числа формальных участников коалиции. Остальных нужных голосов дали внефракционные депутаты и депутатские группы «Воля народа» и «Возрождение», которые не принимали самостоятельного участия в парламентских выборах. Эти группы состоят преимущественно из мажоритарщиков-бизнесменов. Петру Порошенко на всех ключевых голосованиях удается заручиться поддержкой этих депутатов. Именно их голосами, например, был избран генеральным прокурором еще один близкий соратник президента Юрий Луценко. У Луценко не было даже юридического образования, через что специально под него пришлось менять закон — теперь иметь такое образование генпрокурору необязательно. Неформальные «бенефиты» В таком же составе «теневая коалиция» — ББП, Народный фронт и мажоритарщики-бизнесмены ежегодно принимают и государственный бюджет. «Это предмет кулуарных договоренностей, которые происходят в парламенте. Решения принимаются или в обмен на экономические бенефиты, или в обмен на бюджетные ассигнования на округ депутата», — отметила в разговоре с DW аналитик общественного движения «Честно» Вита Думанская. Она считает, что Петр Порошенко упустил исторический шанс изменить правила игры в украинской политике, получив огромный кредит доверия от избирателей в 2014 году. В частности, Порошенко обещал добиться изменения избирательного законодательства, по которому половина депутатов избирается в округах, и ввести выборы по открытым партийным спискам. «Вместо реформ Порошенко обрастал олигархическими связями. Следствием этого является и коррупционные скандалы, такие как вскрывшиеся факты обогащения на схемах в «Укроборонпроме», — говорит Думанская, указывая на недавнее расследование журналистов программы «Бугус.инфо» о том, как группа молодых людей зарабатывала миллионы на продаже втридорога запчастей украинским оборонным заводам. Прикрывались коррупционные схемы, как утверждают журналисты, неформальным влиянием заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского, сын которого Игорь, вероятно, был причастен к махинациям. Гладковский-старший — многолетний бизнес-партнер Петра Порошенко. Имея очень скромную по полномочиям должность в СНБО, он, очевидно, имел большое неформальное влияние на государственные оборонные предприятия. Что изменят выборы на Украине? Балаш Ярабик, глядя на основных конкурентов Петра Порошенко, скептичен относительно изменений в политической культуре после президентских выборов. «Не стоит много ожидать от Юлии Тимошенко, которая является продуктом системы, контролируемой олигархами. Многие надеются на «новое лицо» Владимира Зеленского. Но и он связан с олигархом Игорем Коломойским», — говорит политолог. В то же время Ярабик отмечает, что Зеленский наименее предсказуемый для нынешних элит кандидат, поэтому в случае его избрания можно ожидать наибольших сдвигов в системе власти. Правда, стоит ли ожидать большей прозрачности в политике — большой вопрос.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!