Какие знаменитые битвы нашей истории точно локализованы и могут ли раскопки показать хотя бы примерные масштабы сражений былых времён? Об этом и многом другом — в нашем материале.Места знаменитых сраженийСуществуют проблемы с определением мест не только древних битв, но и средневековых — хотя они чуть ближе к нам по временной шкале.
Есть битвы, о которых мы точно знаем, где они были. Например, битвы войск Святослава и Иоанна Цимисхия в 971 году под стенами Доростола (современная Силистра). Но и тут имеется своё «но». Скептики заметят, что этот средневековый город был очень небольшим, и войско в несколько десятков тысяч пехотинцев, о которых пишет византийский историк Лев Диакон, вряд ли бы там смогло разместиться.
Все мы помним «Слово о полку Игореве». Но место битвы на реке Каяле, где половцы разгромили войско Игоря Святославича, так и не обнаружено. Историки сделали несколько реконструкций маршрутов его войска и обосновали их с различной степенью убедительности. Но, пока нет находок, все эти маршруты не более чем гипотезы.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (В. Васнецов)В битве на Калке (1223 год) русско-половецкое войско было разбито корпусом Джебе и Субудая. Но где произошло это печально известное сражение, мы не знаем. По одной из версий, лагерь киевлян стоял возле «Каменных могил» (в Запорожской области, на реке Каратыш). Но нет никаких находок, подтверждающих это.
Вопросов больше, чем ответов.
Точно не известно и место, где произошло знаменитое Ледовое побоище в 1242 году. Раскопки ничего не дали. Общепринята привязка его к Вороньему острову («на узмени у Вороньего камня»). Однако мы точно не знаем, что такое «узмень» (древнее село или озёрный перешеек) и какой из «вороньих камней» имеется в виду. Неясно и где находится Суболичий берег, до которого преследовали отступающих.
Всего исследователи выдали более десяти возможных мест битвы. При этом зачастую они предлагают не Чудское озеро, а Тёплое. Но надо иметь в виду, что береговая линия того времени не совпадает с современной. Возможно, на место битвы указывает название селения «Чудская рудница». Никаких руд там нет. То есть теоретически так могло быть названо место, где пролито много чудской крови.
Обшепринятая схема Ледового побоища давно устарела...Правда, скептики могут заметить, что в ливонской «Римфованной хронике» об этой битве написано,
«С обеих сторон убитые падали на траву». А не на лёд.
Ещё более скептические скептики утверждают, что «падали на траву» — это фигура речи, вроде «склеить ласты».
Куликовская битваСделанные на Куликовом поле в начале XXI века находки подтверждают, что там произошло военное столкновение. Найдены наконечники стрел и копий, ножи, фрагменты кольчужного доспеха, детали конского снаряжения… Все эти предметы вполне могут относиться к битве 1380 года.
К сожалению, никаких следов захоронений воинов, павших в той битве, не найдено. Либо не там искали, либо время уничтожило их.
Справка. В начале XXI века раскопки на месте Куликовской битвы в течение нескольких сезонов вела Верхне-Донская археологическая экспедиция ГИМ (Государственного исторического музея) под руководством Олега Двуреченского.
Экспедиция отталкивалась от результатов палеоландшафтных исследований. Они позволили уточнить, как выглядела эта местность в конце XIV века (то есть где там были леса и овраги), и сузить зону поиска. Удалось определить три открытых участка того времени — плакора. Один из них, шириной примерно полтора километра и глубиной четыре, в результате исследований и был обозначен как место сражения. Там же сосредоточены все находки.
Карта Куликова поля с реконструкцией ландшафтаБыл пересмотрен масштаб сражения — теперь предполагается, что в походе князя Дмитрия Ивановича участвовало только русское конное войско, сравнительно небольшое, численностью до десяти тысяч всадников. Ну, плюс пара тысяч тележной обслуги. Классическая схема Куликовской битвы, с XIX века кочующая из книги в книгу и из учебника в учебник, опровергается.
Но это убедило не всех.
Скептики могут заметить, что, хотя Мамай контролировал лишь западную часть Орды, он, опираясь на кочевья в Причерноморье, донских степях и Северном Кавказе, вполне мог собрать для похода на Москву несколько десятков тысяч всадников.
Идти навстречу нескольким степным туменам с одним русским — самоубийство.
Опять же, ещё более скептические скептики могут заметить, что «мобилизационные возможности» средневековых государств вообще штука сложная, а применительно к кочевникам и вовсе запутанная. Возможности Мамая прислать военкомов на окраину его перекати-империи с кличем «Вставай, страна огромная!» и воздействовать на уклонистов далеко не очевидны. Особенно если вспомнить статус самого Мамая.
Визиток на поле ни Дмитрий, ни Мамай не оставили. А если обнаруженные находки относятся к более позднему времени? Несколько стычек в этом районе произошли в XVI–XVII веках. Тем более, ранее где-то на этом поле уже находили два бердыша XVII века.
Да и вообще находок маловато. Правда, битва при Калке, сравнимая по масштабам, словно бы совсем их не оставила.
А что же тогда находится в Музее Куликовской битвы, который открыли осенью 2016 года? Это всего лишь очередной «диснейленд» с новоделами.
Музей Куликовской битвыСкептики скажут, что обнаруженных на Куликовом поле находок недостаточно для окончательных выводов. И, к сожалению, будут правы.
Битва вокруг Куликовской битвы продолжается.
Новое времяС битвами нового времени полегче.
Благодаря «чёрным археологам» чётко известно место Судбищенской битвы 1555 года (ныне в Орловской области). Тогда отряд воеводы Ивана Шереметева, которого атаковала орда крымского хана, смог нанести поражение Девлет-Гирею.
«Некто безбожный, неверный, который по своей кабаньей отважности, собачьему бешенству, называемый Шеремед, со своими чертями-собратьями облил головы правоверных железным дождём и помёл огненными мётлами свинца». (из турецких летописных источников XVI века)
На месте сражения удалось обнаружить большое количество наконечников стрел.
Иногда история приносит подарки… Страшные подарки.
Во время раскопок около украинского города Чигирин недавно нашли триста черепов. Это головы отрубленных турками пленных русских солдат и украинских казаков — защитников города. Вообще, отрубать пленным головы, а также развешивать их на кольях, — это турецкая военная традиция, которая фиксируется в целом ряде письменных источников.
Справка. Во второй половине XVII века в Османской империи закончился период женского султаната и к власти пришёл албанский клан Кепрелю. Военная машина получила второе дыхание— и османы предприняли ряд завоевательных войн.
Первая турецкая осада Чигирина — столицы Правобережной Украины — произошла в августе 1677 года. Русско-украинский гарнизон отбил несколько штурмов войск Ибрагима-паши. Подход деблокирующей армии заставил турок снять осаду. Османы тогда не смогли посадить привезённого в обозе Юрия Хмельницкого в качестве своего марионеточного гетмана.
За зиму город укрепили — и в следующем, 1678 году к нему подошло огромное войска визиря Кара-Мустафы. В августе 1678 года, после тяжёлых боев, город пришлось оставить. Русская армия отошла за Днепр, Правобережная Украина перешла под турецкий контроль. Обнаруженные черепа, скорее всего, — свидетельства боев 1678 года.
БородиноЗдесь мы точно знаем место сражения, численность армий и их потери, и даже можем восстановить ход боя. Но где лежат десятки тысяч солдат с обеих сторон, павших в битве либо умерших от ран вскоре после неё?
После Бородинской битвы французы похоронили только часть погибших воинов. Одно из таких захоронений, с останками десятков солдат и лошадей, удалось обнаружить на территории усадьбы Александры Бегичевой.
После ухода французской армии останки тысяч павших воинов сожгли и погребли осенью 1812-го и весной 1813 года в братских могилах. Точное количество захороненных неизвестно. Некоторые братские могилы сейчас заросли лесом, и их точное местоположение определить трудно. Нужны поисковые работы.
Парадоксально, но масштабные раскопки на Бородинском поле до сих пор не проводились.
На самом деле проведение археологических раскопок стоит на несколько порядков дешевле, чем возведение «Патриотов». Но, увы, «диснейленды» — вне конкуренции.
А ведь так хочется досконально понимать собственную историю…
Михаил Поликарпов
Какие знаменитые битвы нашей истории точно локализованы и могут ли раскопки показать хотя бы примерные масштабы сражений былых времён? Об этом и многом другом — в нашем материале. Места знаменитых сражений Существуют проблемы с определением мест не только древних битв, но и средневековых — хотя они чуть ближе к нам по временной шкале. Есть битвы, о которых мы точно знаем, где они были. Например, битвы войск Святослава и Иоанна Цимисхия в 971 году под стенами Доростола (современная Силистра). Но и тут имеется своё «но». Скептики заметят, что этот средневековый город был очень небольшим, и войско в несколько десятков тысяч пехотинцев, о которых пишет византийский историк Лев Диакон, вряд ли бы там смогло разместиться. Все мы помним «Слово о полку Игореве». Но место битвы на реке Каяле, где половцы разгромили войско Игоря Святославича, так и не обнаружено. Историки сделали несколько реконструкций маршрутов его войска и обосновали их с различной степенью убедительности. Но, пока нет находок, все эти маршруты не более чем гипотезы. «После побоища Игоря Святославича с половцами» (В. Васнецов) В битве на Калке (1223 год) русско-половецкое войско было разбито корпусом Джебе и Субудая. Но где произошло это печально известное сражение, мы не знаем. По одной из версий, лагерь киевлян стоял возле «Каменных могил» (в Запорожской области, на реке Каратыш). Но нет никаких находок, подтверждающих это. Вопросов больше, чем ответов. Точно не известно и место, где произошло знаменитое Ледовое побоище в 1242 году. Раскопки ничего не дали. Общепринята привязка его к Вороньему острову («на узмени у Вороньего камня»). Однако мы точно не знаем, что такое «узмень» (древнее село или озёрный перешеек) и какой из «вороньих камней» имеется в виду. Неясно и где находится Суболичий берег, до которого преследовали отступающих. Всего исследователи выдали более десяти возможных мест битвы. При этом зачастую они предлагают не Чудское озеро, а Тёплое. Но надо иметь в виду, что береговая линия того времени не совпадает с современной. Возможно, на место битвы указывает название селения «Чудская рудница». Никаких руд там нет. То есть теоретически так могло быть названо место, где пролито много чудской крови. Обшепринятая схема Ледового побоища давно устарела. Правда, скептики могут заметить, что в ливонской «Римфованной хронике» об этой битве написано, «С обеих сторон убитые падали на траву». А не на лёд. Ещё более скептические скептики утверждают, что «падали на траву» — это фигура речи, вроде «склеить ласты». Куликовская битва Сделанные на Куликовом поле в начале XXI века находки подтверждают, что там произошло военное столкновение. Найдены наконечники стрел и копий, ножи, фрагменты кольчужного доспеха, детали конского снаряжения… Все эти предметы вполне могут относиться к битве 1380 года. К сожалению, никаких следов захоронений воинов, павших в той битве, не найдено. Либо не там искали, либо время уничтожило их. Справка. В начале XXI века раскопки на месте Куликовской битвы в течение нескольких сезонов вела Верхне-Донская археологическая экспедиция ГИМ (Государственного исторического музея) под руководством Олега Двуреченского. Экспедиция отталкивалась от результатов палеоландшафтных исследований. Они позволили уточнить, как выглядела эта местность в конце XIV века (то есть где там были леса и овраги), и сузить зону поиска. Удалось определить три открытых участка того времени — плакора. Один из них, шириной примерно полтора километра и глубиной четыре, в результате исследований и был обозначен как место сражения. Там же сосредоточены все находки. Карта Куликова поля с реконструкцией ландшафта Был пересмотрен масштаб сражения — теперь предполагается, что в походе князя Дмитрия Ивановича участвовало только русское конное войско, сравнительно небольшое, численностью до десяти тысяч всадников. Ну, плюс пара тысяч тележной обслуги. Классическая схема Куликовской битвы, с XIX века кочующая из книги в книгу и из учебника в учебник, опровергается. Но это убедило не всех. Скептики могут заметить, что, хотя Мамай контролировал лишь западную часть Орды, он, опираясь на кочевья в Причерноморье, донских степях и Северном Кавказе, вполне мог собрать для похода на Москву несколько десятков тысяч всадников. Идти навстречу нескольким степным туменам с одним русским — самоубийство. Опять же, ещё более скептические скептики могут заметить, что «мобилизационные возможности» средневековых государств вообще штука сложная, а применительно к кочевникам и вовсе запутанная. Возможности Мамая прислать военкомов на окраину его перекати-империи с кличем «Вставай, страна огромная!» и воздействовать на уклонистов далеко не очевидны. Особенно если вспомнить статус самого Мамая. Визиток на поле ни Дмитрий, ни Мамай не оставили. А если обнаруженные находки относятся к более позднему времени? Несколько стычек в этом районе произошли в XVI–XVII веках. Тем более, ранее где-то на этом поле уже находили два бердыша XVII века. Да и вообще находок маловато. Правда, битва при Калке, сравнимая по масштабам, словно бы совсем их не оставила. А что же тогда находится в Музее Куликовской битвы, который открыли осенью 2016 года? Это всего лишь очередной «диснейленд» с новоделами. Музей Куликовской битвы Скептики скажут, что обнаруженных на Куликовом поле находок недостаточно для окончательных выводов. И, к сожалению, будут правы. Битва вокруг Куликовской битвы продолжается. Новое время С битвами нового времени полегче. Благодаря «чёрным археологам» чётко известно место Судбищенской битвы 1555 года (ныне в Орловской области). Тогда отряд воеводы Ивана Шереметева, которого атаковала орда крымского хана, смог нанести поражение Девлет-Гирею. «Некто безбожный, неверный, который по своей кабаньей отважности, собачьему бешенству, называемый Шеремед, со своими чертями-собратьями облил головы правоверных железным дождём и помёл огненными мётлами свинца». (из турецких летописных источников XVI века) На месте сражения удалось обнаружить большое количество наконечников стрел. Иногда история приносит подарки… Страшные подарки. Во время раскопок около украинского города Чигирин недавно нашли триста черепов. Это головы отрубленных турками пленных русских солдат и украинских казаков — защитников города. Вообще, отрубать пленным головы, а также развешивать их на кольях, — это турецкая военная традиция, которая фиксируется в целом ряде письменных источников. Справка. Во второй половине XVII века в Османской империи закончился период женского султаната и к власти пришёл албанский клан Кепрелю. Военная машина получила второе дыхание— и османы предприняли ряд завоевательных войн. Первая турецкая осада Чигирина — столицы Правобережной Украины — произошла в августе 1677 года. Русско-украинский гарнизон отбил несколько штурмов войск Ибрагима-паши. Подход деблокирующей армии заставил турок снять осаду. Османы тогда не смогли посадить привезённого в обозе Юрия Хмельницкого в качестве своего марионеточного гетмана. За зиму город укрепили — и в следующем, 1678 году к нему подошло огромное войска визиря Кара-Мустафы. В августе 1678 года, после тяжёлых боев, город пришлось оставить. Русская армия отошла за Днепр, Правобережная Украина перешла под турецкий контроль. Обнаруженные черепа, скорее всего, — свидетельства боев 1678 года. Бородино Здесь мы точно знаем место сражения, численность армий и их потери, и даже можем восстановить ход боя. Но где лежат десятки тысяч солдат с обеих сторон, павших в битве либо умерших от ран вскоре после неё? После Бородинской битвы французы похоронили только часть погибших воинов. Одно из таких захоронений, с останками десятков солдат и лошадей, удалось обнаружить на территории усадьбы Александры Бегичевой. После ухода французской армии останки тысяч павших воинов сожгли и погребли осенью 1812-го и весной 1813 года в братских могилах. Точное количество захороненных неизвестно. Некоторые братские могилы сейчас заросли лесом, и их точное местоположение определить трудно. Нужны поисковые работы. Парадоксально, но масштабные раскопки на Бородинском поле до сих пор не проводились. На самом деле проведение археологических раскопок стоит на несколько порядков дешевле, чем возведение «Патриотов». Но, увы, «диснейленды» — вне конкуренции. А ведь так хочется досконально понимать собственную историю… Михаил Поликарпов
Комментарии (0)