Пентагон вернул в небо истребители F-117 NightHawk. Четыре машины применялись во время операции в Сирии, где они были развернуты еще в 2017 году. Один «Призрак» (название F-117 на сленге ВВС США, которое досталось в наследство от неосуществленного проекта F-19 GhostRider) даже попал в некое происшествие. Пилот не смог дотянуть до базы и был вынужден экстренно посадить борт на ближайшем аэродроме.
В российских средствах массовой информации и экспертном сообществе уже поспешили посмеяться над тем, что Пентагон вынужден вернуть в воздух «летающее старье». Формально F-117 NightHawk были выведены из эксплуатации, хотя и не списаны, еще в 2008-м.
Между тем небо Сирии уже давно активно используют другие «невидимки» – истребители пятого поколения F-22. Официально Пентагон развернул эти машины в 2014 году, задолго до появления в Арабской Республике российского воинского контингента. За пять лет «двадцать вторые» выполнили сотни боевых вылетов, нанося высокоточные удары по позициям боевиков запрещенного в России «Исламского государства».
В конце прошлого года в сирийском небе, помимо F-22, появился и еще один истребитель-«невидимка». ВВС Израиля впервые применили в бою недавно полученные F-35. Между тем Сирия не стала учебным полигоном стелс-истребителей. Сирийские С-200 во время массированного налета ВВС Израиля обстреляли неопознанную цель с малой отражающей поверхностью. Спустя несколько часов официальные лица израильского Минобороны заявили, что один F-35 действительно вышел из строя после столкновения с птицей и якобы инцидент произошел за пару недель до налета.
Куда летали, кого бомбили?
Осенью прошлого года авиационный журнал Combat Aircraft Monthly опубликовал достаточно подробный репортаж с авиабазы «Аль Дафра» в Абу-Даби, где базируется 380-е экспедиционное авиакрыло ВВС США. Именно его летчики ведут воздушную операцию в небе Сирии.
Основная ударная сила 380-го – истребители F-22. На момент написания статьи машины принадлежали 94-й экспедиционной истребительной эскадрилье. В журнальном тексте нет точного количества «Рапторов», но с учетом организационно-штатной структуры летных частей и подразделений американских ВВС можно предположить, что в Сирии работало от 16 до 20 F-22. Кроме «Рапторов», в составе авиакрыла нет ударных машин. Остальные самолеты соединения – топливозаправщики КС-10, самолеты ДРЛО Е-3, а также стратегические беспилотные разведчики.
Если внимательно изучить статью, можно узнать, что еще прошлым летом Пентагон убрал из сирийского неба основные рабочие лошадки – многофункциональные истребители F-15E и F-16, тогда как с 2001-го именно эти машины выполняли максимум работы по наземным целям.
Может возникнуть мысль, что в небе Сирии и Ирака она уже не ведется. Но в журнале приводятся интересные данные: в мае прошлого года за 17 дней F-22 нанесли 132 авиаудара. Главным оружием «Рапторов» стали бомбы малого диаметра GBU-39 SDB. Стоит напомнить, для чего Пентагон развернул в Сирии F-22. В 2014-м эти машины планировалось применять для ударов по объектам вблизи Дамаска. Хотя официальные лица американского военного ведомства этого и не признавали, «Рапторы» бросили на самое опасное направление, поскольку вокруг Дамаска сирийские военные развернули наиболее сильные позиции ПВО. Как известно, столицу Арабской Республики прикрывают системы «Бук-М2Э» и «Панцирь-С1».
Зона особого авиариска
Почему именно F-22 остался в Сирии? Ответ очевиден. Российские военные создали в САР так называемую зону запрещенного доступа, по классификации НАТО – A2/AD, то есть Anti-access/area denial. Для этого на авиабазе «Хмеймим» развернуты современные радиолокационные комплексы, зенитная ракетная система С-400, ЗРПК «Панцирь» и другие средства ПВО. В этой ситуации Пентагон, по всей видимости, пытался решить две задачи. Первая – не допустить воздушных инцидентов и минимизировать риск для своих боевых самолетов. В отличие от F-15 и F-16 у «Раптора» есть шанс уйти от современных российских средств ПВО.
Вторая, она же наиболее важная задача, – научиться работать в зонах A2/AD, установленных противником. Впервые у ВВС США появился шанс поработать с современными РЛС и зенитными системами российского производства. Для решения этой задачи и потребовался F-117.
Возвращение «Призрака»
F-117 – весьма специфическая боевая машина. Она создавалась для решения одной задачи – проникновения через эшелонированную ПВО и поражения особо важной цели. Хотя «Призрак» и считается истребителем, в его арсенале вообще нет оружия «воздух-воздух». Еще в конце 70-х США столкнулись со сложной ситуацией. Советскую ПВО в Восточной Европе не могли пробить даже сверхзвуковые SR-71. В Пентагоне рисовали красивые картинки, как «БлекБерд» проходит над ГДР, поворачивает в сторону Польши и выходит в направлении Балтийского моря. Но по факту на такую операцию американские военные так и не решились. Более того, SR-71 всегда ходили строго «по ленточке», намеренно не нарушая воздушное пространство СССР.
А вот F-117 смог бы пройти там, где не справлялся SR-71. Его главным оружием стали не только фюзеляж и крылья, выполненные по технологии радиолокационной незаметности, но и весьма современная система радиотехнической разведки и анализа ситуации. В зависимости от типа радиолокационной станции и параметров ее излучения «Призрак» определял, насколько он видим для противника в текущий момент. Также комплекс радиотехнической разведки использовался для сбора информации и записи показаний об электромагнитной обстановке в районе действий.
Следует отметить, что в 2008-м F-117 не были списаны. Машины вывели в резерв. «Призраков» разместили в закрытом ангаре и постоянно осуществляли их обслуживание. Первые фотографии летающих F-117 появились пару лет назад.
Гриф секретности с этих самолетов до сих пор не снят. Несмотря на высокую популярность «Призраков», которых показывали в кино и на различных авиашоу, до сих пор нет даже достоверных тактико-технических характеристик истребителя. При этом важно отметить – американские эксперты однозначно считают: как самолет-невидимка «Призрак» значительно лучше «Раптора». Там где «двадцать второй» засветится на радаре, «сто семнадцатый» сможет пройти незамеченным.
Коллекция разведданных
Согласно публикации датского авиационного издания Scramble машины были развернуты в 2017 году. Какие же задачи в сирийском небе решали четыре F-117? Указывалось, что самолеты использовались для решения специальных задач. При этом в полет машины уходили с бомбами GBU-39 на борту. Но нет упоминания, что их применяли. Можно предположить, что «Призраки» использовались для нанесения ударов. Но по каким целям? Как уже было сказано выше, в Сирии работает больше десятка F-22. Получается, что «сто семнадцатые» должны были бомбить некую особо важную цель. Но с учетом возможностей F-117 речь может идти только об ударе по авиабазе «Хмеймим» или президентскому дворцу в Дамаске.
Понятно, что такие предположения относятся скорее к ненаучной фантастике. Значит, «Призрак» выполнял задачи радиоэлектронной разведки. С учетом высоких возможностей «невидимки» он может оказаться в местах, недоступных для американских самолетов-разведчиков типа RC-135.
Классический прием американских ВВС в годы холодной войны – это вызвать резкую ответную реакцию советских ПВО и ВВС. К примеру, к границе приближается самолет-разведчик, который готовится ее нарушить. В ответ советская сторона поднимает перехватчики, включает дополнительные радиолокационные средства, приводит в боевую готовность зенитные ракетные комплексы. В этот момент за всем происходящим начинает следить американский самолет радиотехнической разведки. Его экипаж зачастую получал уникальные разведданные. В частности, во время инцидента с корейским «Боингом-747» над нейтральными водами как раз барражировал RC-135.
Покинули ли Сирию F-117 в 2017-м? Скорее всего нет. В прошлом году и в нынешнем появлялись фотографии этих машин, выполняющих полеты в Неваде. Их экипажи готовились к предстоящей боевой работе. И если F-117 остались, то их работа пришлась на осень прошлого и начало нынешнего года. В это время небо Сирии нельзя было назвать спокойным. Израильские военные почти непрерывно наносили авиационные удары по объектам на сирийской территории. ПВО отвечала как могла.
Можно предположить, что в это время «Призраки» как раз собирали разведданные: следили за сирийской ПВО, а самое главное – наблюдали и фиксировали действия российских военных.
Павел Иванов
Пентагон вернул в небо истребители F-117 NightHawk. Четыре машины применялись во время операции в Сирии, где они были развернуты еще в 2017 году. Один «Призрак» (название F-117 на сленге ВВС США, которое досталось в наследство от неосуществленного проекта F-19 GhostRider) даже попал в некое происшествие. Пилот не смог дотянуть до базы и был вынужден экстренно посадить борт на ближайшем аэродроме. В российских средствах массовой информации и экспертном сообществе уже поспешили посмеяться над тем, что Пентагон вынужден вернуть в воздух «летающее старье». Формально F-117 NightHawk были выведены из эксплуатации, хотя и не списаны, еще в 2008-м. Между тем небо Сирии уже давно активно используют другие «невидимки» – истребители пятого поколения F-22. Официально Пентагон развернул эти машины в 2014 году, задолго до появления в Арабской Республике российского воинского контингента. За пять лет «двадцать вторые» выполнили сотни боевых вылетов, нанося высокоточные удары по позициям боевиков запрещенного в России «Исламского государства». В конце прошлого года в сирийском небе, помимо F-22, появился и еще один истребитель-«невидимка». ВВС Израиля впервые применили в бою недавно полученные F-35. Между тем Сирия не стала учебным полигоном стелс-истребителей. Сирийские С-200 во время массированного налета ВВС Израиля обстреляли неопознанную цель с малой отражающей поверхностью. Спустя несколько часов официальные лица израильского Минобороны заявили, что один F-35 действительно вышел из строя после столкновения с птицей и якобы инцидент произошел за пару недель до налета. Куда летали, кого бомбили? Осенью прошлого года авиационный журнал Combat Aircraft Monthly опубликовал достаточно подробный репортаж с авиабазы «Аль Дафра» в Абу-Даби, где базируется 380-е экспедиционное авиакрыло ВВС США. Именно его летчики ведут воздушную операцию в небе Сирии. Основная ударная сила 380-го – истребители F-22. На момент написания статьи машины принадлежали 94-й экспедиционной истребительной эскадрилье. В журнальном тексте нет точного количества «Рапторов», но с учетом организационно-штатной структуры летных частей и подразделений американских ВВС можно предположить, что в Сирии работало от 16 до 20 F-22. Кроме «Рапторов», в составе авиакрыла нет ударных машин. Остальные самолеты соединения – топливозаправщики КС-10, самолеты ДРЛО Е-3, а также стратегические беспилотные разведчики. Если внимательно изучить статью, можно узнать, что еще прошлым летом Пентагон убрал из сирийского неба основные рабочие лошадки – многофункциональные истребители F-15E и F-16, тогда как с 2001-го именно эти машины выполняли максимум работы по наземным целям. Может возникнуть мысль, что в небе Сирии и Ирака она уже не ведется. Но в журнале приводятся интересные данные: в мае прошлого года за 17 дней F-22 нанесли 132 авиаудара. Главным оружием «Рапторов» стали бомбы малого диаметра GBU-39 SDB. Стоит напомнить, для чего Пентагон развернул в Сирии F-22. В 2014-м эти машины планировалось применять для ударов по объектам вблизи Дамаска. Хотя официальные лица американского военного ведомства этого и не признавали, «Рапторы» бросили на самое опасное направление, поскольку вокруг Дамаска сирийские военные развернули наиболее сильные позиции ПВО. Как известно, столицу Арабской Республики прикрывают системы «Бук-М2Э» и «Панцирь-С1». Зона особого авиариска Почему именно F-22 остался в Сирии? Ответ очевиден. Российские военные создали в САР так называемую зону запрещенного доступа, по классификации НАТО – A2/AD, то есть Anti-access/area denial. Для этого на авиабазе «Хмеймим» развернуты современные радиолокационные комплексы, зенитная ракетная система С-400, ЗРПК «Панцирь» и другие средства ПВО. В этой ситуации Пентагон, по всей видимости, пытался решить две задачи. Первая – не допустить воздушных инцидентов и минимизировать риск для своих боевых самолетов. В отличие от F-15 и F-16 у «Раптора» есть шанс уйти от современных российских средств ПВО. Вторая, она же наиболее важная задача, – научиться работать в зонах A2/AD, установленных противником. Впервые у ВВС США появился шанс поработать с современными РЛС и зенитными системами российского производства. Для решения этой задачи и потребовался F-117. Возвращение «Призрака» F-117 – весьма специфическая боевая машина. Она создавалась для решения одной задачи – проникновения через эшелонированную ПВО и поражения особо важной цели. Хотя «Призрак» и считается истребителем, в его арсенале вообще нет оружия «воздух-воздух». Еще в конце 70-х США столкнулись со сложной ситуацией. Советскую ПВО в Восточной Европе не могли пробить даже сверхзвуковые SR-71. В Пентагоне рисовали красивые картинки, как «БлекБерд» проходит над ГДР, поворачивает в сторону Польши и выходит в направлении Балтийского моря. Но по факту на такую операцию американские военные так и не решились. Более того, SR-71 всегда ходили строго «по ленточке», намеренно не нарушая воздушное пространство СССР. А вот F-117 смог бы пройти там, где не справлялся SR-71. Его главным оружием стали не только фюзеляж и крылья, выполненные по технологии радиолокационной незаметности, но и весьма современная система радиотехнической разведки и анализа ситуации. В зависимости от типа радиолокационной станции и параметров ее излучения «Призрак» определял, насколько он видим для противника в текущий момент. Также комплекс радиотехнической разведки использовался для сбора информации и записи показаний об электромагнитной обстановке в районе действий. Следует отметить, что в 2008-м F-117 не были списаны. Машины вывели в резерв. «Призраков» разместили в закрытом ангаре и постоянно осуществляли их обслуживание. Первые фотографии летающих F-117 появились пару лет назад. Гриф секретности с этих самолетов до сих пор не снят. Несмотря на высокую популярность «Призраков», которых показывали в кино и на различных авиашоу, до сих пор нет даже достоверных тактико-технических характеристик истребителя. При этом важно отметить – американские эксперты однозначно считают: как самолет-невидимка «Призрак» значительно лучше «Раптора». Там где «двадцать второй» засветится на радаре, «сто семнадцатый» сможет пройти незамеченным. Коллекция разведданных Согласно публикации датского авиационного издания Scramble машины были развернуты в 2017 году. Какие же задачи в сирийском небе решали четыре F-117? Указывалось, что самолеты использовались для решения специальных задач. При этом в полет машины уходили с бомбами GBU-39 на борту. Но нет упоминания, что их применяли. Можно предположить, что «Призраки» использовались для нанесения ударов. Но по каким целям? Как уже было сказано выше, в Сирии работает больше десятка F-22. Получается, что «сто семнадцатые» должны были бомбить некую особо важную цель. Но с учетом возможностей F-117 речь может идти только об ударе по авиабазе «Хмеймим» или президентскому дворцу в Дамаске. Понятно, что такие предположения относятся скорее к ненаучной фантастике. Значит, «Призрак» выполнял задачи радиоэлектронной разведки. С учетом высоких возможностей «невидимки» он может оказаться в местах, недоступных для американских самолетов-разведчиков типа RC-135. Классический прием американских ВВС в годы холодной войны – это вызвать резкую ответную реакцию советских ПВО и ВВС. К примеру, к границе приближается самолет-разведчик, который готовится ее нарушить. В ответ советская сторона поднимает перехватчики, включает дополнительные радиолокационные средства, приводит в боевую готовность зенитные ракетные комплексы. В этот момент за всем происходящим начинает следить американский самолет радиотехнической разведки. Его экипаж зачастую получал уникальные разведданные. В частности, во время инцидента с корейским «Боингом-747» над нейтральными водами как раз барражировал RC-135. Покинули ли Сирию F-117 в 2017-м? Скорее всего нет. В прошлом году и в нынешнем появлялись фотографии этих машин, выполняющих полеты в Неваде. Их экипажи готовились к предстоящей боевой работе. И если F-117 остались, то их работа пришлась на осень прошлого и начало нынешнего года. В это время небо Сирии нельзя было назвать спокойным. Израильские военные почти непрерывно наносили авиационные удары по объектам на сирийской территории. ПВО отвечала как могла. Можно предположить, что в это время «Призраки» как раз собирали разведданные: следили за сирийской ПВО, а самое главное – наблюдали и фиксировали действия российских военных. Павел Иванов
Новости дня / Политика / Видео / Россия / Казань / Общество / Украина / ЖКХ / Мир / США / Происшествия и криминал / Власть / Команды / Европа / Выборы / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Спорт / Законы / Экономика / Здоровье / Чемпионат / Военные действия
Новости дня / Россия / Политика / Здоровье / Украина / ДНР и ЛНР / Бизнес / Видео / Транспорт / Европа / Мир / Технологии / Интервью звёзд / Аналитика / Спорт / Наука / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Чемпионат / Военные действия
Здоровье / Новости дня / Политика / Мнения / Происшествия и криминал / Ростов-на-Дону / Спорт
Lewis
0
Большая игра за кошельки покупателей выходит на новый уровень: крупнейшие маркетплейсы и ведущие банки страны вступили в открытый конфликт из-за скидок. Программы...
Новости дня / Политика / Видео / Транспорт / Красноярск / Происшествия и криминал
Adrian
0
Мужик в Красноярске, решивший зафиксировать нарушение ПДД водителем городского автобуса, неожиданно получил три штрафа на сумму 4500 рублей. Он снял на видео, как, по...
Купянск (в Харьковской области) освобождён от украинских формирований. Более 80% территории Волчанска и 70% Красноармейска (Покровска) также находятся под контролем...
Новости дня / Политика / Здоровье / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / ЖКХ / Технологии / Европа / Происшествия и криминал / Видео / Недвижимость / Аналитика / Украина / Военные действия / Скандалы / Россия / Общество / Чемпионат / Ростов-на-Дону / Мир / Бизнес
Garrison
0
На железных дорогах Украины коллапс, пишет украинское издание «Страна». «Укрзализница» терпит огромные убытки из-за резкого обвала грузовых перевозок, отсутствия...
Комментарии (0)