Пентагон вернул в небо истребители F-117 NightHawk. Четыре машины применялись во время операции в Сирии, где они были развернуты еще в 2017 году. Один «Призрак» (название F-117 на сленге ВВС США, которое досталось в наследство от неосуществленного проекта F-19 GhostRider) даже попал в некое происшествие. Пилот не смог дотянуть до базы и был вынужден экстренно посадить борт на ближайшем аэродроме.
В российских средствах массовой информации и экспертном сообществе уже поспешили посмеяться над тем, что Пентагон вынужден вернуть в воздух «летающее старье». Формально F-117 NightHawk были выведены из эксплуатации, хотя и не списаны, еще в 2008-м.
Между тем небо Сирии уже давно активно используют другие «невидимки» – истребители пятого поколения F-22. Официально Пентагон развернул эти машины в 2014 году, задолго до появления в Арабской Республике российского воинского контингента. За пять лет «двадцать вторые» выполнили сотни боевых вылетов, нанося высокоточные удары по позициям боевиков запрещенного в России «Исламского государства».
В конце прошлого года в сирийском небе, помимо F-22, появился и еще один истребитель-«невидимка». ВВС Израиля впервые применили в бою недавно полученные F-35. Между тем Сирия не стала учебным полигоном стелс-истребителей. Сирийские С-200 во время массированного налета ВВС Израиля обстреляли неопознанную цель с малой отражающей поверхностью.
Спустя несколько часов официальные лица израильского Минобороны заявили, что один F-35 действительно вышел из строя после столкновения с птицей и якобы инцидент произошел за пару недель до налета.
Куда летали, кого бомбили?Осенью прошлого года авиационный журнал Combat Aircraft Monthly опубликовал достаточно подробный репортаж с авиабазы «Аль Дафра» в Абу-Даби, где базируется 380-е экспедиционное авиакрыло ВВС США. Именно его летчики ведут воздушную операцию в небе Сирии.
Основная ударная сила 380-го – истребители F-22. На момент написания статьи машины принадлежали 94-й экспедиционной истребительной эскадрилье. В журнальном тексте нет точного количества «Рапторов», но с учетом организационно-штатной структуры летных частей и подразделений американских ВВС можно предположить, что в Сирии работало от 16 до 20 F-22.
Кроме «Рапторов», в составе авиакрыла нет ударных машин. Остальные самолеты соединения – топливозаправщики КС-10, самолеты ДРЛО Е-3, а также стратегические беспилотные разведчики.
Если внимательно изучить статью, можно узнать, что еще прошлым летом Пентагон убрал из сирийского неба основные рабочие лошадки – многофункциональные истребители F-15E и F-16, тогда как с 2001-го именно эти машины выполняли максимум работы по наземным целям.
Может возникнуть мысль, что в небе Сирии и Ирака она уже не ведется. Но в журнале приводятся интересные данные: в мае прошлого года за 17 дней F-22 нанесли 132 авиаудара. Главным оружием «Рапторов» стали бомбы малого диаметра GBU-39 SDB. Стоит напомнить, для чего Пентагон развернул в Сирии F-22. В 2014-м эти машины планировалось применять для ударов по объектам вблизи Дамаска.
Хотя официальные лица американского военного ведомства этого и не признавали, «Рапторы» бросили на самое опасное направление, поскольку вокруг Дамаска сирийские военные развернули наиболее сильные позиции ПВО. Как известно, столицу Арабской Республики прикрывают системы «Бук-М2Э» и «Панцирь-С1».
Зона особого авиарискаПочему именно F-22 остался в Сирии? Ответ очевиден. Российские военные создали в САР так называемую зону запрещенного доступа, по классификации НАТО – A2/AD, то есть Anti-access/area denial. Для этого на авиабазе «Хмеймим» развернуты современные радиолокационные комплексы, зенитная ракетная система С-400, ЗРПК «Панцирь» и другие средства ПВО.
В этой ситуации Пентагон, по всей видимости, пытался решить две задачи. Первая – не допустить воздушных инцидентов и минимизировать риск для своих боевых самолетов. В отличие от F-15 и F-16 у «Раптора» есть шанс уйти от современных российских средств ПВО.
Вторая, она же наиболее важная задача, – научиться работать в зонах A2/AD, установленных противником. Впервые у ВВС США появился шанс поработать с современными РЛС и зенитными системами российского производства. Для решения этой задачи и потребовался F-117.
Возвращение «Призрака»F-117 – весьма специфическая боевая машина. Она создавалась для решения одной задачи – проникновения через эшелонированную ПВО и поражения особо важной цели. Хотя «Призрак» и считается истребителем, в его арсенале вообще нет оружия «воздух-воздух». Еще в конце 70-х США столкнулись со сложной ситуацией. Советскую ПВО в Восточной Европе не могли пробить даже сверхзвуковые SR-71.
В Пентагоне рисовали красивые картинки, как «БлекБерд» проходит над ГДР, поворачивает в сторону Польши и выходит в направлении Балтийского моря. Но по факту на такую операцию американские военные так и не решились. Более того, SR-71 всегда ходили строго «по ленточке», намеренно не нарушая воздушное пространство СССР.
А вот F-117 смог бы пройти там, где не справлялся SR-71. Его главным оружием стали не только фюзеляж и крылья, выполненные по технологии радиолокационной незаметности, но и весьма современная система радиотехнической разведки и анализа ситуации.
В зависимости от типа радиолокационной станции и параметров ее излучения «Призрак» определял, насколько он видим для противника в текущий момент. Также комплекс радиотехнической разведки использовался для сбора информации и записи показаний об электромагнитной обстановке в районе действий.
Следует отметить, что в 2008-м F-117 не были списаны. Машины вывели в резерв. «Призраков» разместили в закрытом ангаре и постоянно осуществляли их обслуживание. Первые фотографии летающих F-117 появились пару лет назад.
Гриф секретности с этих самолетов до сих пор не снят. Несмотря на высокую популярность «Призраков», которых показывали в кино и на различных авиашоу, до сих пор нет даже достоверных тактико-технических характеристик истребителя. При этом важно отметить – американские эксперты однозначно считают: как самолет-невидимка «Призрак» значительно лучше «Раптора». Там где «двадцать второй» засветится на радаре, «сто семнадцатый» сможет пройти незамеченным.
Коллекция разведданныхСогласно публикации датского авиационного издания Scramble машины были развернуты в 2017 году. Какие же задачи в сирийском небе решали четыре F-117? Указывалось, что самолеты использовались для решения специальных задач. При этом в полет машины уходили с бомбами GBU-39 на борту. Но нет упоминания, что их применяли.
Можно предположить, что «Призраки» использовались для нанесения ударов. Но по каким целям? Как уже было сказано выше, в Сирии работает больше десятка F-22. Получается, что «сто семнадцатые» должны были бомбить некую особо важную цель. Но с учетом возможностей F-117 речь может идти только об ударе по авиабазе «Хмеймим» или президентскому дворцу в Дамаске.
Понятно, что такие предположения относятся скорее к ненаучной фантастике. Значит, «Призрак» выполнял задачи радиоэлектронной разведки. С учетом высоких возможностей «невидимки» он может оказаться в местах, недоступных для американских самолетов-разведчиков типа RC-135.
Классический прием американских ВВС в годы холодной войны – это вызвать резкую ответную реакцию советских ПВО и ВВС. К примеру, к границе приближается самолет-разведчик, который готовится ее нарушить. В ответ советская сторона поднимает перехватчики, включает дополнительные радиолокационные средства, приводит в боевую готовность зенитные ракетные комплексы.
В этот момент за всем происходящим начинает следить американский самолет радиотехнической разведки. Его экипаж зачастую получал уникальные разведданные. В частности, во время инцидента с корейским «Боингом-747» над нейтральными водами как раз барражировал RC-135.
Покинули ли Сирию F-117 в 2017-м? Скорее всего нет. В прошлом году и в нынешнем появлялись фотографии этих машин, выполняющих полеты в Неваде. Их экипажи готовились к предстоящей боевой работе. И если F-117 остались, то их работа пришлась на осень прошлого и начало нынешнего года. В это время небо Сирии нельзя было назвать спокойным. Израильские военные почти непрерывно наносили авиационные удары по объектам на сирийской территории. ПВО отвечала как могла.
Можно предположить, что в это время «Призраки» как раз собирали разведданные: следили за сирийской ПВО, а самое главное – наблюдали и фиксировали действия российских военных.
Павел Иванов
Пентагон вернул в небо истребители F-117 NightHawk. Четыре машины применялись во время операции в Сирии, где они были развернуты еще в 2017 году. Один «Призрак» (название F-117 на сленге ВВС США, которое досталось в наследство от неосуществленного проекта F-19 GhostRider) даже попал в некое происшествие. Пилот не смог дотянуть до базы и был вынужден экстренно посадить борт на ближайшем аэродроме. В российских средствах массовой информации и экспертном сообществе уже поспешили посмеяться над тем, что Пентагон вынужден вернуть в воздух «летающее старье». Формально F-117 NightHawk были выведены из эксплуатации, хотя и не списаны, еще в 2008-м. Между тем небо Сирии уже давно активно используют другие «невидимки» – истребители пятого поколения F-22. Официально Пентагон развернул эти машины в 2014 году, задолго до появления в Арабской Республике российского воинского контингента. За пять лет «двадцать вторые» выполнили сотни боевых вылетов, нанося высокоточные удары по позициям боевиков запрещенного в России «Исламского государства». В конце прошлого года в сирийском небе, помимо F-22, появился и еще один истребитель-«невидимка». ВВС Израиля впервые применили в бою недавно полученные F-35. Между тем Сирия не стала учебным полигоном стелс-истребителей. Сирийские С-200 во время массированного налета ВВС Израиля обстреляли неопознанную цель с малой отражающей поверхностью. Спустя несколько часов официальные лица израильского Минобороны заявили, что один F-35 действительно вышел из строя после столкновения с птицей и якобы инцидент произошел за пару недель до налета. Куда летали, кого бомбили? Осенью прошлого года авиационный журнал Combat Aircraft Monthly опубликовал достаточно подробный репортаж с авиабазы «Аль Дафра» в Абу-Даби, где базируется 380-е экспедиционное авиакрыло ВВС США. Именно его летчики ведут воздушную операцию в небе Сирии. Основная ударная сила 380-го – истребители F-22. На момент написания статьи машины принадлежали 94-й экспедиционной истребительной эскадрилье. В журнальном тексте нет точного количества «Рапторов», но с учетом организационно-штатной структуры летных частей и подразделений американских ВВС можно предположить, что в Сирии работало от 16 до 20 F-22. Кроме «Рапторов», в составе авиакрыла нет ударных машин. Остальные самолеты соединения – топливозаправщики КС-10, самолеты ДРЛО Е-3, а также стратегические беспилотные разведчики. Если внимательно изучить статью, можно узнать, что еще прошлым летом Пентагон убрал из сирийского неба основные рабочие лошадки – многофункциональные истребители F-15E и F-16, тогда как с 2001-го именно эти машины выполняли максимум работы по наземным целям. Может возникнуть мысль, что в небе Сирии и Ирака она уже не ведется. Но в журнале приводятся интересные данные: в мае прошлого года за 17 дней F-22 нанесли 132 авиаудара. Главным оружием «Рапторов» стали бомбы малого диаметра GBU-39 SDB. Стоит напомнить, для чего Пентагон развернул в Сирии F-22. В 2014-м эти машины планировалось применять для ударов по объектам вблизи Дамаска. Хотя официальные лица американского военного ведомства этого и не признавали, «Рапторы» бросили на самое опасное направление, поскольку вокруг Дамаска сирийские военные развернули наиболее сильные позиции ПВО. Как известно, столицу Арабской Республики прикрывают системы «Бук-М2Э» и «Панцирь-С1». Зона особого авиариска Почему именно F-22 остался в Сирии? Ответ очевиден. Российские военные создали в САР так называемую зону запрещенного доступа, по классификации НАТО – A2/AD, то есть Anti-access/area denial. Для этого на авиабазе «Хмеймим» развернуты современные радиолокационные комплексы, зенитная ракетная система С-400, ЗРПК «Панцирь» и другие средства ПВО. В этой ситуации Пентагон, по всей видимости, пытался решить две задачи. Первая – не допустить воздушных инцидентов и минимизировать риск для своих боевых самолетов. В отличие от F-15 и F-16 у «Раптора» есть шанс уйти от современных российских средств ПВО. Вторая, она же наиболее важная задача, – научиться работать в зонах A2/AD, установленных противником. Впервые у ВВС США появился шанс поработать с современными РЛС и зенитными системами российского производства. Для решения этой задачи и потребовался F-117. Возвращение «Призрака» F-117 – весьма специфическая боевая машина. Она создавалась для решения одной задачи – проникновения через эшелонированную ПВО и поражения особо важной цели. Хотя «Призрак» и считается истребителем, в его арсенале вообще нет оружия «воздух-воздух». Еще в конце 70-х США столкнулись со сложной ситуацией. Советскую ПВО в Восточной Европе не могли пробить даже сверхзвуковые SR-71. В Пентагоне рисовали красивые картинки, как «БлекБерд» проходит над ГДР, поворачивает в сторону Польши и выходит в направлении Балтийского моря. Но по факту на такую операцию американские военные так и не решились. Более того, SR-71 всегда ходили строго «по ленточке», намеренно не нарушая воздушное пространство СССР. А вот F-117 смог бы пройти там, где не справлялся SR-71. Его главным оружием стали не только фюзеляж и крылья, выполненные по технологии радиолокационной незаметности, но и весьма современная система радиотехнической разведки и анализа ситуации. В зависимости от типа радиолокационной станции и параметров ее излучения «Призрак» определял, насколько он видим для противника в текущий момент. Также комплекс радиотехнической разведки использовался для сбора информации и записи показаний об электромагнитной обстановке в районе действий. Следует отметить, что в 2008-м F-117 не были списаны. Машины вывели в резерв. «Призраков» разместили в закрытом ангаре и постоянно осуществляли их обслуживание. Первые фотографии летающих F-117 появились пару лет назад. Гриф секретности с этих самолетов до сих пор не снят. Несмотря на высокую популярность «Призраков», которых показывали в кино и на различных авиашоу, до сих пор нет даже достоверных тактико-технических характеристик истребителя. При этом важно отметить – американские эксперты однозначно считают: как самолет-невидимка «Призрак» значительно лучше «Раптора». Там где «двадцать второй» засветится на радаре, «сто семнадцатый» сможет пройти незамеченным. Коллекция разведданных Согласно публикации датского авиационного издания Scramble машины были развернуты в 2017 году. Какие же задачи в сирийском небе решали четыре F-117? Указывалось, что самолеты использовались для решения специальных задач. При этом в полет машины уходили с бомбами GBU-39 на борту. Но нет упоминания, что их применяли. Можно предположить, что «Призраки» использовались для нанесения ударов. Но по каким целям? Как уже было сказано выше, в Сирии работает больше десятка F-22. Получается, что «сто семнадцатые» должны были бомбить некую особо важную цель. Но с учетом возможностей F-117 речь может идти только об ударе по авиабазе «Хмеймим» или президентскому дворцу в Дамаске. Понятно, что такие предположения относятся скорее к ненаучной фантастике. Значит, «Призрак» выполнял задачи радиоэлектронной разведки. С учетом высоких возможностей «невидимки» он может оказаться в местах, недоступных для американских самолетов-разведчиков типа RC-135. Классический прием американских ВВС в годы холодной войны – это вызвать резкую ответную реакцию советских ПВО и ВВС. К примеру, к границе приближается самолет-разведчик, который готовится ее нарушить. В ответ советская сторона поднимает перехватчики, включает дополнительные радиолокационные средства, приводит в боевую готовность зенитные ракетные комплексы. В этот момент за всем происходящим начинает следить американский самолет радиотехнической разведки. Его экипаж зачастую получал уникальные разведданные. В частности, во время инцидента с корейским «Боингом-747» над нейтральными водами как раз барражировал RC-135. Покинули ли Сирию F-117 в 2017-м? Скорее всего нет. В прошлом году и в нынешнем появлялись фотографии этих машин, выполняющих полеты в Неваде. Их экипажи готовились к предстоящей боевой работе. И если F-117 остались, то их работа пришлась на осень прошлого и начало нынешнего года. В это время небо Сирии нельзя было назвать спокойным. Израильские военные почти непрерывно наносили авиационные удары по объектам на сирийской территории. ПВО отвечала как могла. Можно предположить, что в это время «Призраки» как раз собирали разведданные: следили за сирийской ПВО, а самое главное – наблюдали и фиксировали действия российских военных. Павел Иванов
Комментарии (0)