Кони для крылатых гусар: Польша готовит крупнейшее обновление арсенала - «ДНР и ЛНР»

  • 03:56, 12-мар-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Сократ
  • 0

Министерство обороны страны представило новую программу закупок вооружений


Польша — крупнейшая и наиболее милитаризованная из стран Восточной Европы. Ее вооруженные силы традиционно отличались богатым набором современной техники, а сегодня обновление арсеналов стало не только делом национального престижа, но и способом доказать свою полезность в качестве партнера по военно-техническому сотрудничеству для США. Анализируем новый план модернизации вооруженных сил страны, гвоздем которого должно стать обновление ВВС.

План был утвержден и публично представлен 28 февраля министром обороны Мариушем Блащаком. Документ охватывает планы закупок вооружения для Войска Польского на период до 2026 года. В целом документ родственен по назначению российским госпрограммам вооружения, включая даже нюансы — так, текущий план модернизации был принят задним числом и включает программы, идущие с 2017 года, и точно так же, как и в России, он накладывается на предыдущий план, охватывающий 2013–2022 годы.


Мариуш Блащак — министр национальной обороны Польши
Нет необходимости уточнять, кого Польша видит главным потенциальным противником и что считает своим долгом — быть форпостом цивилизации и авангардом НАТО, сдерживающим древнее зло с Востока. Даже день принятия плана, вероятно, был выбран не случайно — на следующий день, 1 марта, в Польше отмечается Национальный день памяти «отверженных» (или «проклятых») солдат.
Это новая памятная дата была учреждена в 2011 году и посвящена участникам антикоммунистического подполья, боровшимся с советскими и новыми польскими властями. В дополнение в марте начинается цикл мероприятий по празднованию двадцатилетия членства Польши в НАТО.

Представленный план крайне амбициозен, и это неудивительно — политический фон последних лет понятен и способствует обоснованию повышения оборонных расходов как никогда.

Общий объем программ, включенных в план, — 185 млрд злотых (ок. €43 млрд). Для сравнения, план 2013–2022 годов был на 140 млрд злотых (ок. €32,5 млрд).

Типы вооружений, которые планируется закупить в ходе наиболее крупных программ:

? «Гарпия» — многоцелевой истребитель (отдельно остановимся ниже).

? «Нарев» — ЗРК малой дальности, сборка по лицензии. В качестве фаворита называют английскую фирму MBDA, предлагающую ракеты семейства CAMM, широко распространенные в корабельных ЗРК, но имеющие и наземную версию Land Ceptor.

? «Висла» — построение системы ПВО/ПРО. Активная реализация начата год назад, когда в рамках программы был подписан контракт объемом $4,75 млрд на приобретение четырех батарей комплексов Patriot модификации PAC3+ и противоракет РАС-3 MSE. Примечательно, что подходящие для поражения самолетов ракеты MIM-104E GEM-T только планируются к закупке в 2024 году вместе с дополнительными ЗРК.

? «Ворон» — перспективный ударный вертолет на замену Ми-24. Планируется закупка не менее 32 машин, американские AH64E Apache Guardian и AH1Z Viper. Вероятно, приоритет относительно невысок, так как параллельно сообщается о планах модернизации Ми-24.

? «Грифон» — средние разведывательные БПЛА, возможно, израильские Hermes 450. Поставку шести комплектов по четыре БПЛА в каждом планируется начать с 2021 года.

? «Стрекоза» — сверхлегкие БПЛА для пехотных подразделений.

? «Сипуха» — самолет электронной разведки, возможно, совмещенный/унифицированный с морским патрульным (программа «Крачка»). На базе транспортника, возможно, C295.

? «Мечник» — три многоцелевых фрегата для ближней морской зоны. Планируется строительство в Польше.

? «Косатка» — подводные лодки. Наиболее сильны позиции Франции, предлагающей лодки семейства Scorpene с крылатыми ракетами MdCN.

? «Регина» — САУ с орудиями калибра 155 мм. Серийно производятся САУ Krab, представляющие собой причудливый гибрид южнокорейских, британских, турецких и немецких систем. Кроме того, в рамках модернизации артиллерии планируется закупка 120-миллиметровых минометов Rak.

? «Омар» — ракетный комплекс сухопутных войск. В рамках программы 13 февраля был подписан контракт на закупку первого дивизиона американских систем HIMARS за $414 млн. В состав поставки включены как корректируемые ракеты GMLRS (с которыми HIMARS представляет собой условную «РСЗО» с боекомплектом шесть ракет на ПУ), так и оперативно-тактические ракеты ATACMS (по одной на ПУ).

? «Отшельник» и «Карабела» — легкие и тяжелые ПТРК.

? «Барсук» — перспективная гусеничная БМП национальной разработки. В 2017 году показан макет.

? «Мустанг» — машина повышенной проходимости.

Планы, как можно видеть, весьма обширные. Впрочем, необходимо учитывать, что по целому ряду программ серийные закупки будут производиться явно за пределами 2026 года — в первую очередь это касается программ флота и находящейся на ранней стадии разработки национальных программ (например, БМП). По реально идущим закупкам видно, что приоритет отдается обновлению средств ПВО/ПРО и «длинной руки» сухопутных войск, которую должна обеспечивать артиллерия в связке с БПЛА.


БМП «Барсук»
Интересно отметить, что в перечисленном списке отсутствует программа «Зефир» (в значении западного ветра, а не десерта) — закупка БПЛА более тяжелого, чем полученный по программе «Грифон».
Фаворитом назывался американский MQ-9B Reaper — по интересному совпадению на днях достигшей полной боеготовности признали небольшую группу таких БПЛА ВВС США, развернутых в прошлом году на польской авиабазе Мирославец. Нельзя исключать, что фактически идет обучение польского персонала работе с БПЛА, который они закупят через несколько лет.

Однако наибольший интерес в заявлении польского министра обороны вызвала ремарка, практически подтвердившая давние предположения. Польша планирует закупку F-35.

Молниеносная «Гарпия»

Программа «Гарпия», целью которой является замена до сих пор состоящих на вооружении ВВС Польши советских МиГ-29 и Су-22, является наиболее приоритетной. Это неудивительно — кроме морального старения, невозможности полноценной интеграции западного вооружения и бортсистем, машины серьезно изношены физически.
При этом сотрудничество по их ремонту и модернизации с головным производителем политически нежелательно (хотя до недавнего времени ограниченно и велось), и этот процесс приходится вести своими силами. Несмотря на определенные достижения в этой области, последние годы начали поступать крайне тревожные звонки — три МиГ-29 были потеряны за последние полтора года (в декабре 2017-го, июле 2018-го и на днях, 4 марта 2019 года). Для парка в менее чем тридцать машин это угрожающая тенденция.


Официально программа стартовала в ноябре 2017 года, и набор конкурсантов был стандартен для европейского тендера: Еврофайтер Typhoon, Сааб Gripen, Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Локхид Мартин F-16 и F-35.
Примечательно, что сам Локхид представлял F-35, а в качестве образцов F-16 рассматривались широко представленные на рынке бывшие в употреблении модели после восстановительного ремонта и модернизации — впрочем, если бы Варшава решила настоять на покупке этих самолетов новой постройки, очевидно, ей бы не отказали.
Учитывая политические предпочтения и оптимальность унификации с имеющимся парком F-16, наиболее вероятным был выбор либо аналогичных истребителей (экономичный вариант), либо F-35 (намного более дорогой, но и более амбициозный вариант).

В ходе выступления 28 февраля Блащак фактически объявил о выборе — неоднократно было заявлено, что Варшава видит главным приоритетом в области оборонных закупок закупку «истребителя пятого поколения, который дополнит F-16». Хотя прямо индекс не был озвучен, выбор невелик — F-35 тут единственный доступный на рынке (по крайней мере, для Польши).
Планируется закупка 32 машин, хотя четкие сроки не озвучены, и с этим могут быть проблемы. МиГ-29 и Су-22 требуют замены уже в первой половине 2020-х годов, а поставки F-35, если под Варшаву не будут менять их график, могут начаться только в середине десятилетия.

В случае покупки F-35 Польша станет первым восточноевропейским эксплуатантом этого самолета и присоединится на континенте к Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Нидерландам и Норвегии.


ЗРК Patriot
В России можно услышать крайний скептицизм и даже насмешки по поводу реалистичности польских планов, что вызывает удивление — Польша, разумеется, восточноевропейская страна, но наиболее богатая и непропорционально по европейским меркам милитаризованная. Странно считать, что Бельгия или Нидерланды могут купить три десятка F-35, а Польша, испытывающая явно большее желание, — нет.
При этом игнорируются другие крупные покупки Варшавы — ЗРК Patriot с только первым пакетом объемом $4,75 млрд или 48 F-16C/D новейшей на момент приобретения в 2003 году модификации Block 52+ за $3,5 млрд (что пятнадцать лет назад было явно большими деньгами для Польши).
Если сравнить с аналогичными контрактами, например бельгийским, стоимость 32 F-35A может составить порядка $4 млрд (в зависимости от количества сопутствующего оборудования и вооружения может быть, разумеется, и больше), что явно достижимо.

К активному перевооружению восточного фланга НАТО — или проводя исторические параллели «выстраиванию санитарного кордона» — стоит относиться со всей серьезностью и не допускать формирования качественного отставания ВС России от соседей.
В связи с этим в очередной раз встает вопрос явного стремления Министерства обороны минимизировать в ближайшие годы закупки Су-57, ограничить их несколькими самолетами в год до достижения желанного облика, что, вкупе со временем, необходимым для массового освоения в войсках, может привести к периоду, когда в своем временном превосходстве могут увериться не только США, но и их союзники. Что способствует совершенно ненужным амбициям и гонору.

Александр Ермаков

Министерство обороны страны представило новую программу закупок вооружений Польша — крупнейшая и наиболее милитаризованная из стран Восточной Европы. Ее вооруженные силы традиционно отличались богатым набором современной техники, а сегодня обновление арсеналов стало не только делом национального престижа, но и способом доказать свою полезность в качестве партнера по военно-техническому сотрудничеству для США. Анализируем новый план модернизации вооруженных сил страны, гвоздем которого должно стать обновление ВВС. План был утвержден и публично представлен 28 февраля министром обороны Мариушем Блащаком. Документ охватывает планы закупок вооружения для Войска Польского на период до 2026 года. В целом документ родственен по назначению российским госпрограммам вооружения, включая даже нюансы — так, текущий план модернизации был принят задним числом и включает программы, идущие с 2017 года, и точно так же, как и в России, он накладывается на предыдущий план, охватывающий 2013–2022 годы. Мариуш Блащак — министр национальной обороны Польши Нет необходимости уточнять, кого Польша видит главным потенциальным противником и что считает своим долгом — быть форпостом цивилизации и авангардом НАТО, сдерживающим древнее зло с Востока. Даже день принятия плана, вероятно, был выбран не случайно — на следующий день, 1 марта, в Польше отмечается Национальный день памяти «отверженных» (или «проклятых») солдат. Это новая памятная дата была учреждена в 2011 году и посвящена участникам антикоммунистического подполья, боровшимся с советскими и новыми польскими властями. В дополнение в марте начинается цикл мероприятий по празднованию двадцатилетия членства Польши в НАТО. Представленный план крайне амбициозен, и это неудивительно — политический фон последних лет понятен и способствует обоснованию повышения оборонных расходов как никогда. Общий объем программ, включенных в план, — 185 млрд злотых (ок. €43 млрд). Для сравнения, план 2013–2022 годов был на 140 млрд злотых (ок. €32,5 млрд). Типы вооружений, которые планируется закупить в ходе наиболее крупных программ: ? «Гарпия» — многоцелевой истребитель (отдельно остановимся ниже). ? «Нарев» — ЗРК малой дальности, сборка по лицензии. В качестве фаворита называют английскую фирму MBDA, предлагающую ракеты семейства CAMM, широко распространенные в корабельных ЗРК, но имеющие и наземную версию Land Ceptor. ? «Висла» — построение системы ПВО/ПРО. Активная реализация начата год назад, когда в рамках программы был подписан контракт объемом $4,75 млрд на приобретение четырех батарей комплексов Patriot модификации PAC3 и противоракет РАС-3 MSE. Примечательно, что подходящие для поражения самолетов ракеты MIM-104E GEM-T только планируются к закупке в 2024 году вместе с дополнительными ЗРК. ? «Ворон» — перспективный ударный вертолет на замену Ми-24. Планируется закупка не менее 32 машин, американские AH64E Apache Guardian и AH1Z Viper. Вероятно, приоритет относительно невысок, так как параллельно сообщается о планах модернизации Ми-24. ? «Грифон» — средние разведывательные БПЛА, возможно, израильские Hermes 450. Поставку шести комплектов по четыре БПЛА в каждом планируется начать с 2021 года. ? «Стрекоза» — сверхлегкие БПЛА для пехотных подразделений. ? «Сипуха» — самолет электронной разведки, возможно, совмещенный/унифицированный с морским патрульным (программа «Крачка»). На базе транспортника, возможно, C295. ? «Мечник» — три многоцелевых фрегата для ближней морской зоны. Планируется строительство в Польше. ? «Косатка» — подводные лодки. Наиболее сильны позиции Франции, предлагающей лодки семейства Scorpene с крылатыми ракетами MdCN. ? «Регина» — САУ с орудиями калибра 155 мм. Серийно производятся САУ Krab, представляющие собой причудливый гибрид южнокорейских, британских, турецких и немецких систем. Кроме того, в рамках модернизации артиллерии планируется закупка 120-миллиметровых минометов Rak. ? «Омар» — ракетный комплекс сухопутных войск. В рамках программы 13 февраля был подписан контракт на закупку первого дивизиона американских систем HIMARS за $414 млн. В состав поставки включены как корректируемые ракеты GMLRS (с которыми HIMARS представляет собой условную «РСЗО» с боекомплектом шесть ракет на ПУ), так и оперативно-тактические ракеты ATACMS (по одной на ПУ). ? «Отшельник» и «Карабела» — легкие и тяжелые ПТРК. ? «Барсук» — перспективная гусеничная БМП национальной разработки. В 2017 году показан макет. ? «Мустанг» — машина повышенной проходимости. Планы, как можно видеть, весьма обширные. Впрочем, необходимо учитывать, что по целому ряду программ серийные закупки будут производиться явно за пределами 2026 года — в первую очередь это касается программ флота и находящейся на ранней стадии разработки национальных программ (например, БМП). По реально идущим закупкам видно, что приоритет отдается обновлению средств ПВО/ПРО и «длинной руки» сухопутных войск, которую должна обеспечивать артиллерия в связке с БПЛА. БМП «Барсук» Интересно отметить, что в перечисленном списке отсутствует программа «Зефир» (в значении западного ветра, а не десерта) — закупка БПЛА более тяжелого, чем полученный по программе «Грифон». Фаворитом назывался американский MQ-9B Reaper — по интересному совпадению на днях достигшей полной боеготовности признали небольшую группу таких БПЛА ВВС США, развернутых в прошлом году на польской авиабазе Мирославец. Нельзя исключать, что фактически идет обучение польского персонала работе с БПЛА, который они закупят через несколько лет. Однако наибольший интерес в заявлении польского министра обороны вызвала ремарка, практически подтвердившая давние предположения. Польша планирует закупку F-35. Молниеносная «Гарпия» Программа «Гарпия», целью которой является замена до сих пор состоящих на вооружении ВВС Польши советских МиГ-29 и Су-22, является наиболее приоритетной. Это неудивительно — кроме морального старения, невозможности полноценной интеграции западного вооружения и бортсистем, машины серьезно изношены физически. При этом сотрудничество по их ремонту и модернизации с головным производителем политически нежелательно (хотя до недавнего времени ограниченно и велось), и этот процесс приходится вести своими силами. Несмотря на определенные достижения в этой области, последние годы начали поступать крайне тревожные звонки — три МиГ-29 были потеряны за последние полтора года (в декабре 2017-го, июле 2018-го и на днях, 4 марта 2019 года). Для парка в менее чем тридцать машин это угрожающая тенденция. Официально программа стартовала в ноябре 2017 года, и набор конкурсантов был стандартен для европейского тендера: Еврофайтер Typhoon, Сааб Gripen, Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Локхид Мартин F-16 и F-35. Примечательно, что сам Локхид представлял F-35, а в качестве образцов F-16 рассматривались широко представленные на рынке бывшие в употреблении модели после восстановительного ремонта и модернизации — впрочем, если бы Варшава решила настоять на покупке этих самолетов новой постройки, очевидно, ей бы не отказали. Учитывая политические предпочтения и оптимальность унификации с имеющимся парком F-16, наиболее вероятным был выбор либо аналогичных истребителей (экономичный вариант), либо F-35 (намного более дорогой, но и более амбициозный вариант). В ходе выступления 28 февраля Блащак фактически объявил о выборе — неоднократно было заявлено, что Варшава видит главным приоритетом в области оборонных закупок закупку «истребителя пятого поколения, который дополнит F-16». Хотя прямо индекс не был озвучен, выбор невелик — F-35 тут единственный доступный на рынке (по крайней мере, для Польши). Планируется закупка 32 машин, хотя четкие сроки не озвучены, и с этим могут быть проблемы. МиГ-29 и Су-22 требуют замены уже в первой половине 2020-х годов, а поставки F-35, если под Варшаву не будут менять их график, могут начаться только в середине десятилетия. В случае покупки F-35 Польша станет первым восточноевропейским эксплуатантом этого самолета и присоединится на континенте к Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Нидерландам и Норвегии. ЗРК Patriot В России можно услышать крайний скептицизм и даже насмешки по поводу реалистичности польских планов, что вызывает удивление — Польша, разумеется, восточноевропейская страна, но наиболее богатая и непропорционально по европейским меркам милитаризованная. Странно считать, что Бельгия или Нидерланды могут купить три десятка F-35, а Польша, испытывающая явно большее желание, — нет. При этом игнорируются другие крупные покупки Варшавы — ЗРК Patriot с только первым пакетом объемом $4,75 млрд или 48 F-16C/D новейшей на момент приобретения в 2003 году модификации Block 52 за $3,5 млрд (что пятнадцать лет назад было явно большими деньгами для Польши). Если сравнить с аналогичными контрактами, например бельгийским, стоимость 32 F-35A может составить порядка $4 млрд (в зависимости от количества сопутствующего оборудования и вооружения может быть, разумеется, и больше), что явно достижимо. К активному перевооружению восточного фланга НАТО — или проводя исторические параллели «выстраиванию санитарного кордона» — стоит относиться со всей серьезностью и не допускать формирования качественного отставания ВС России от соседей. В связи с этим в очередной раз встает вопрос явного стремления Министерства обороны минимизировать в ближайшие годы закупки Су-57, ограничить их несколькими самолетами в год до достижения желанного облика, что, вкупе со временем, необходимым для массового освоения в войсках, может привести к периоду, когда в своем временном превосходстве могут увериться не только США, но и их союзники. Что способствует совершенно ненужным амбициям и гонору. Александр Ермаков


Рекомендуем

Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!