Джихадисты возвращаются домой — в Европу - «ДНР и ЛНР»
- 12:32, 11-мар-2019
- ДНР и ЛНР
- Леокадия
- 0
Возвращение джихадистов в Европу несет большую угрозу безопасности, и лидеры ЕС не знают, как поступить с ними, боятся судить их по всей строгости законов. При этом в Ираке уже казнили сотни боевиков ИГИЛ*. Естественно, международные гуманитарные организации вспомнили о «правах человека» и потребовали «гуманного суда», который возможен только в Европе.
а Юго-Востоке Сирии завершается операция по ликвидации последних оплотов ИГИЛ*. Арабо-курдские отряды «Сирийских демократических сил» ведут ожесточенные бои вокруг селения Багуз на границе с Ираком, ликвидируя последние очаги сопротивления джихадистов. Тысячи игиловцев попали в плен, оставшиеся пытаются вырваться из окружения, используя взятки, помощь местных суннитов и другие доступные средства. Всего, по данным ООН, в Ираке и Сирии остается от 14 до 18 тысяч джихадистов, среди которых сотни, а вероятно и тысячи лиц с европейскими паспортами. Возвращение игиловцев в Европу несет большую угрозу безопасности, и лидеры ЕС не знают, как поступить с ними: лишить гражданства, судить или просто разрешить въезд, если они не совершали преступлений.
Президент США Дональд Трамп обратился к странам Европы с призывом репатриировать из Сирии и отдать под суд свыше 800 европейских джихадистов, которые были захвачены в плен в ходе последних боев. Речь идет о боевиках ИГИЛ из Европы, которые находятся в плену у курдских ополченцев. Трамп предупредил европейцев, что джихадисты намерены внедриться в Европе и продолжить свою подрывную деятельность. В том случае, если им удастся избежать суда, под угрозу будет поставлена безопасность Европы. Одновременно глава британской внешней разведки МИ-6 Алекс Янгер заявил, что, несмотря на военное поражение в Сирии, боевики ИГИЛ реорганизуются и готовы совершить новые теракты. Это особенно опасно с учетом того, что они приобрели в Сирии чрезвычайно «опасный» опыт и контакты. На скорейшей репатриации и передаче под суд пленных боевиков настаивают также представители курдских ополчений, которые не хотят брать на себя организацию судов и содержание пленных. Речь идет не только о боевиках, но и членах их семей — женах и детях.
Сколько джихадистов может вернуться в страны Евросоюза? По данным Международного исследовательского центра по радикальным организациям при Королевском колледже Лондона (Kings College), всего около 6 тысяч человек из Франции, Германии и Великобритании уехали в Сирию и Ирак, чтобы сражаться в рядах «Исламского государства». Вернулось в Западную Европу порядка 1 765 человек. Источники в Европарламенте исходят из того, что в Германию и Бельгию уже вернулось около трети уехавших джихадистов, во Францию — 12%. Обычно речь идет о выходцах из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые родились либо долго жили в странах Европы и имеют европейские паспорта.
Страны ЕС имеют различный подход к проблеме возвращающихся джихадистов с учетом оценки рисков, возможности их перевоспитания и реинтеграции в обществе. Также нет единого подхода по поводу того, что делать с детьми европейских джихадистов, которые родились в Сирии и Ираке после 2012 года. Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что боевики должны предстать перед судом в странах, где они совершали преступления. Однако все понимают, что суд в арабских странах гораздо жестче, и признанные виновными будут с большой долей вероятности казнены.
Курдские отряды из состава «Сирийских демократических сил» проявляют гораздо больше гуманизма по отношению к пленным игиловцам, хотя те совершали страшные зверства на их территориях. В последние дни свыше тысячи пленных игиловцев и 4 тысячи членов их семей были переданы курдскими ополчениями властям Ирака. Среди них — 80 граждан Великобритании, а также десятки боевиков из США, Франции и Германии. Иракский закон достаточно жесток, здесь уже казнили сотни боевиков ИГИЛ, так как принадлежность к этой организации предполагает смертную казнь. Естественно, международные гуманитарные организации вспомнили о «правах человека» и потребовали «гуманного суда», который возможен только в Европе. Тем не менее уже сейчас Ирак намерен судить на своей территории по иракскому закону 13 французских игиловцев, которые сражались в Сирии и Ираке. Об этом заявил президент Ирака Бархам Салих — представитель Патриотического союза Курдистана.
Ирак принял это решение в связи с тем, что Париж так и не определился, отдавать под суд во Франции своих игиловцев или нет. Германия также не хочет судить боевиков ИГИЛ у себя дома. Министр иностранных дел Хайко Маас прямо сказал, что «требование Трампа крайне тяжело выполнить». Глава баварского МВД Йоахим Херманн заявил, что, хотя эти джихадисты имеют немецкие паспорта, пускать их в Германию нельзя, а доказательную базу их преступлений невозможно собрать.
Сирийские демократические силы (СДС) подвергают резкой критике позицию европейских государств. Представитель СДС Абдель Карим Омар заявил, что его движение сражается с терроризмом и «Исламским государством» вместе с международной коалицией, однако Европа не проявляет солидарности с курдскими отрядами, которые несут в одиночку бремя по содержанию тысяч пленных — бойцов ИГИЛ и членов их семей.
Почему европейцы не ходят отдавать под суд игиловцев в своих странах? Очевидно, что лидеры Западной Европы проявляют свою обычную неолиберальную осторожность. Они боятся судить джихадистов по всей строгости законов, опасаясь протестов со стороны арабо-мусульманского населения, особенно во Франции, где мусульман официально насчитывается около 6 миллионов человек, а в действительности намного больше. Вот почему Дональд Трамп призвал колеблющихся европейцев действовать со всей решительностью и предать их суду. Тем не менее, небольшие «подвижки» по этой проблеме есть: на днях бельгийский суд признал виновным французского джихадиста Мехди Неммуша, который убил в мае 2014 года четырех человек в Еврейском музее Брюсселя. Это был первый теракт в Европе, совершенный боевиком ИГИЛ. Неммуш сражался на Ближнем Востоке в рядах этой организации с января 2013 по февраль 2014 года.
Комментаторы немецкого журнала «Шпигель» (Der Spiegel) напоминают, что европейские джихадисты — продукт ультралиберальной западноевропейской цивилизации. Они выросли и сформировались в Германии, Франции и других странах Западной Европы, здесь они посещали мечети, здесь примкнули к исламистским организациям. Европа сама создала условия для радикализации своих мусульман. Одна из главных причин популяризации этих движений — выход исламистской пропаганды в виртуальное пространство. Если раньше исламистские проповедники вели пропаганду в мечетях и на закрытых собраниях, то теперь интернет предоставил им практически неограниченную аудиторию.
Еще в 2015 году сотрудники французского МВД сообщали о 15-20 тысячах активных исламистов во Франции. Тысячи молодых джихадистов из Франции и других стран Европы отправились воевать за ИГИЛ в Сирию и Ирак. По подсчетам британской медиа-корпорации Би-би-си (BBC), за время войны в Ирак и Сирию прибыло свыше 40 тысяч иностранных джихадистов из 110 стран мира, большинство из них влилось в ряды ИГИЛ. Из них — свыше 2 тысяч французов, тысяча немцев и 800 британцев, большие группы из Бельгии, Нидерландов, Австрии и скандинавских стран, а также из балканского региона.
Особое беспокойство вызывает судьба женщин и детей, привезенных в «Исламское государство». В данное время в плену у курдов находятся тысячи женщин и детей, сопровождавших боевиков ИГИЛ, среди них 270 женщин и детей только с немецкими паспортами. Почти все женщины утверждают, что были вывезены на Ближний Восток силой и не имеют к ИГИЛ никакого отношения. Но очень многие наблюдатели в этом сомневаются. «Фильтрацию» в военно-полевом режиме проводит уголовный суд в Багдаде: более 40 иностранок были приговорены к смертной казни, десятки — к пожизненному заключению. Суровость приговора объясняется и тем, что иракцы пережили сильнейшую психологическую травму, а игиловцы совершили в стране массу зверских преступлений. В этой связи население требует возмездия. Британская «Гардиан» (The Guardian) приводит мнение жителей Багдада: «Они не заслуживают пощады, женщины в том числе».
Практически единственным исключением в этом сложном вопросе стала Россия. По инициативе президента Чечни Рамзана Кадырова из Ирака в РФ была репатриирована группа женщин и детей, вывезенных в свое время в «Исламское государство». Эта инициатива не получила одобрения российских спецслужб. Директор ФСБ Александр Бортников заявил на заседании Национального антитеррористического комитета, что «возвращение в Россию бывших участников незаконных вооруженных формирований из стран Ближнего Востока представляет для страны огромную опасность». По данным чеченской правозащитницы Хеды Саратовой, в Сирии и Ираке остаются более двух тысяч женщин и детей с Северного Кавказа и из других регионов России.
* ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство») — запрещенная в России террористическая организация
Дмитрий Добров, ИноСМИ
Комментарии (0)