День (Украина): украинские братья в Российской империи (часть 1) - «История»

  • 08:04, 24-авг-2020
  • Большой Кавказ / Наука / Европа / Новости дня / Политика / Власть / Матчи / Украина
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Борис Манушин | Перейти в фотобанк«День» рассказывает о «беспрецедентном случае», который произошел в августе 1744 года, когда Елизавета Петровна поклонилась «простой казачке Розумихе», отмечая, что российская историография умалчивает об этом «по довольно очевидным причинам».

«Вона молилась: —


Встань та подивися,


що я вже стала


свахою Петра.


Що грошей в нас тепер


хоч подавися,


невістка в мене


царського ребра».


(Лина Костенко)


Август 1744 года. В полковом городе Козелец царит шум и беспокойство. Местные, одетые в лучшую нарядную одежду, готовятся к торжествам и с нетерпением оглядываются вокруг. Момент действительно удивительный, ведь в город пришла сама Ее Величество — императрица Елизавета Петровна вместе со своей роскошной свитой количеством в 230 человек.


Карета останавливается, лакеи открывают дверцы, и вот появляется Она — владелица российских земель, дочь Петра I, красавица Елизавета. Ее Величество осторожно ступает на землю и, к удивлению всех присутствующих, кланяется простой казачке Розумихе.


Беспрецедентный случай 1744 года российская историография умалчивает по довольно очевидным причинам, но для украинцев те события имеют важнейшее значение. И главными героями этой истории были два брата Разумовских.


В начале XVIII века в селе Лемехи, близ Козельца, жил казак Григорий Яковлевич Розум. По преданию, свое прозвище Григорий получил из-за любви к рюмке: напившись в кабаке, мужчина часто восклицал: «Что это за голова, что за ум». На самом деле, род Розумов принадлежал к казацкой старшине, но обеднел из-за неуемного характера Григория-повесы. Как ни странно, жена Розума — Наталья Демьяновна Розумиха (в девичестве Демешко) — была полной противоположностью своему мужу. Розумиху, которая отличалась набожностью и трудолюбием, знали и уважали по всей округе. Так и жили: Розумиха тяжело зарабатывала деньги, а Разум пропивал все и нередко обижал жену и детей. Казалось бы, надежды на хорошее будущее у этой женщины не было, впрочем, судьба готовила ей чрезвычайные сюрпризы.


У Розумов было шестеро детей, но лишь одному из них суждено было изменить ход семейной истории. Алексей, родившийся в 1709 году, с детства имел склонность к учебе и пению, чем отчасти раздражал своего отца. Однажды пьяный Розум даже схватил топор и погнался за сыном. Парень должен был пасти коров, а не в очередной раз заглядывать в книги! К счастью, Алексей не пострадал, но в родительский дом больше не вернулся. Юноша бежал в Чемерскую церковь, где пел в хоре и учился наукам под руководством местного дьяка. Там-то красивому и способному Алексею, как он сам метко замечал впоследствии, удалось «поймать удачу за чуб».



В январе 1731 году в церковь наведалась имперская комиссия, задача которой состояла в закупке вин ко двору императрицы Анны Иоанновны. Председатель комиссии — полковник Федор Вишневский был очарован пением Алексея и решил забрать его в Санкт-Петербург в хор императорской церкви. Интересно, что в будущем Вишневский научит Григория Сковороду любить токайское вино, ведь молодой философ будет путешествовать по Европе именно в его компании.


Юный Розум попал в «северную Пальмиру» и вскоре очаровал своим пением великую княгиню Елизавету, которая имела сентимент к украинской музыке. Вообще, при дворе Алексей познакомился с большим количеством своих земляков. Среди них были и духовники цесаревны, главным из которых был Федор Дубянский — выходец из волынских земель — и певцы, и музыканты из Украины, в частности бандурист Григорий Любисток, и секретари и камер-лакеи. Вышеупомянутый Сковорода когда-то сказал: «Петербург — это колония образованных украинцев», и он был абсолютно прав.


Алексей, который уже успел сменить фамилию на «Разумовский», не задержался в певцах надолго. Чувство Елизаветы к украинцу все росли, особенно после ссылки в Сибирь ее бывшего фаворита Алексея Шубина. Елизавету, как одного из возможных кандидатов на престол, всячески пытались выдать замуж, чтобы отправить ее куда глаза глядят. Список невест цесаревны впечатляет: король Франции Людовик XV, герцог Шартрский, герцог Бурбонский, граф Мориц Саксонский и еще много принцев и знатных вельмож. Но дочь Петра I избрала своим лидером Алексея Разумовского и сделала его интендантом своего двора, о чем придворные сразу доложили императрице. «От императрицы Анны все это не удалось скрыть. Впрочем, поскольку она видела, что Разумовский радуется своему счастью скромно и рассудительно, все еще надеялась путем первого попавшегося брака спровадить принцессу, очень невыгодную из-за своего кровного родства с Петром… не вмешивалась больше в любовные отношения», — записывал секретарь саксонского посольства Гельбиг.


Молодая Елизавета находилась под постоянным давлением, была окружена многочисленными шпионами и не могла доверять никому, кроме любого ее сердцу Алексею. В письмах великая княгиня называла его «Друг мой нелицемерный». Следует понимать, что своей близостью к Елизавете Алексей подвергал себя немалой опасности. Интриги, мятежи, тайные заговоры и политические перевороты были нормой для тогдашнего двора. Один неверный шаг — и ты легко оказываешься среди сибирского холода, в тюрьме или еще хуже — в петле.


После смерти Анны Иоанновны, которая назначила своим наследником младенца Ивана VI, Елизавета совершила успешный переворот. В ноябре 1741 года она захватила власть без единой капли крови и провозгласила себя правительницей. На коронацию Алексей Разумовский пригласил в столицу свою мать, сестер и 13-летнего брата Кирилла. Все время, пока Алексей находился при дворе, он не обрывал связей с семьей, постоянно переписываясь и помогая им материально. Отец Розум умер, но мать продолжала играть большую роль в жизни своего сына. На деньги, которые выслал Алексей, Розумиха успела открыть шинок, а впоследствии необходимость зарабатывать отпала совсем, и Наталья Демьяновна наслаждалась спокойной жизнью в поместьях, подаренных Елизаветой.


Розумиха не любила долго находиться при дворе, однако свою внучку и сына Кирилла оставила под присмотром Алексея. После коронации Елизаветы Наталья Демьяновна вернулась на Украину уже другим человеком. Она с простой шинкарки стала очень влиятельным лицом, с которым заигрывала казацкая старшина, зная о больших успехах обер-эгермейстра Алексея.


Разумеется, когда Елизавета стала императрицей, Алексей с головокружительной скоростью поднимался все выше. Его влияние усиливалось, его прихоти мгновенно исполнялись, впрочем, на удивление, бывший пастух не раздражал высшие петербургские круги. Напротив, высокое положение Алексея было выгодно усилить законным браком с Елизаветой, на который царицу уговаривали его приближенные и протоиерей Дубянский. Поэтому в 1742 году в имении Алексея в Перово под Москвой украинский казак Разумовский официально женился на Ее Величестве Елизавете Петровне. Брак этот был тайным, ведь его главной целью был отказ от «жизни в грехе» перед Богом, а не перед миром. Многие историки подвергают сомнению достоверность морганатического брака между Алексеем и Елизаветой, потому что письменных документов не сохранилось. Единственным доказательством подлинности того сказочного события является шелковая подушечка, являющаяся одним из важнейших предметов среди сокровищ потомков Разумовских. На подушечке изображены молодые, а над ними возвышается лента с надписью: «Сие тайна благословенная».


Так, Алексей достиг наивысшей ступени возможной карьеры и стал едва ли не первым вельможей Российской империи. Александр Васильчиков — первый библиограф рода Разумовских, внук Кирилла и директор Эрмитажа в своем монументальном труде «Семейство Разумовских» писал: «Влияние Алексея Григорьевича после брака стало огромным. Все его уважали и с ним обращались как с супругом Императрицы!» Алексей занимал комнату, смежную с покоями Елизаветы, и всегда сопровождал ее. Если муж чувствовал себя плохо — царица обедала в его комнате. Влюбленная Елизавета даже позволяла себе проявлять нежность к Разумовскому на людях, скажем, поправляла ему шапку или застегивала шубу.


Алексей отвечал взаимностью своей жене, он устраивал для Елизаветы пышные праздники, потакал ей и видел смысл своей жизни в служении Ее Величеству. Он был довольно умным от природы, но, как пишут историки, трезво оценивал свои способности и не занимался политическими делами. Однако, несмотря на это, Разумовский отличался большой хитростью, любил выпить, но никогда не напивался. Во время светских бесед он всегда, как бы случайно, интересовался политикой и внимательно слушал, что говорило его окружение. Конечно, важнейшей темой для Алексея была Украина.


«Одним из первых приказов Алексея был поиск оригинала Переяславского договора 1654 года, поскольку он хотел выяснить правоотношения между Гетманщиной и Российской империей. И все, что удалось найти: копия 1722 года и копия, которая была переписана по памяти около 1700 года. Это означало, что договор дважды изымался из императорских архивов и практически ничего не стоил», — рассказал газете «День» потомок Кирилла историк граф Грегор Разумовский.


Разумовский потихоньку и осторожно вводил моду на все украинское при дворе, где ели украинские блюда, слушали украинские песни, которые исполняли певцы из Украины. Более того, благодаря ходатайству Алексея из украинских городов вывели российские полки, строго запретили россиянам как бы то ни было обижать украинцев и отнимать у них имущество.


© РИА Новости, Борис Манушин | Перейти в фотобанк«День» рассказывает о «беспрецедентном случае», который произошел в августе 1744 года, когда Елизавета Петровна поклонилась «простой казачке Розумихе», отмечая, что российская историография умалчивает об этом «по довольно очевидным причинам».«Вона молилась: — Встань та подивися, що я вже стала свахою Петра. Що грошей в нас тепер хоч подавися, невістка в мене царського ребра». (Лина Костенко) Август 1744 года. В полковом городе Козелец царит шум и беспокойство. Местные, одетые в лучшую нарядную одежду, готовятся к торжествам и с нетерпением оглядываются вокруг. Момент действительно удивительный, ведь в город пришла сама Ее Величество — императрица Елизавета Петровна вместе со своей роскошной свитой количеством в 230 человек. Карета останавливается, лакеи открывают дверцы, и вот появляется Она — владелица российских земель, дочь Петра I, красавица Елизавета. Ее Величество осторожно ступает на землю и, к удивлению всех присутствующих, кланяется простой казачке Розумихе. Беспрецедентный случай 1744 года российская историография умалчивает по довольно очевидным причинам, но для украинцев те события имеют важнейшее значение. И главными героями этой истории были два брата Разумовских. В начале XVIII века в селе Лемехи, близ Козельца, жил казак Григорий Яковлевич Розум. По преданию, свое прозвище Григорий получил из-за любви к рюмке: напившись в кабаке, мужчина часто восклицал: «Что это за голова, что за ум». На самом деле, род Розумов принадлежал к казацкой старшине, но обеднел из-за неуемного характера Григория-повесы. Как ни странно, жена Розума — Наталья Демьяновна Розумиха (в девичестве Демешко) — была полной противоположностью своему мужу. Розумиху, которая отличалась набожностью и трудолюбием, знали и уважали по всей округе. Так и жили: Розумиха тяжело зарабатывала деньги, а Разум пропивал все и нередко обижал жену и детей. Казалось бы, надежды на хорошее будущее у этой женщины не было, впрочем, судьба готовила ей чрезвычайные сюрпризы. У Розумов было шестеро детей, но лишь одному из них суждено было изменить ход семейной истории. Алексей, родившийся в 1709 году, с детства имел склонность к учебе и пению, чем отчасти раздражал своего отца. Однажды пьяный Розум даже схватил топор и погнался за сыном. Парень должен был пасти коров, а не в очередной раз заглядывать в книги! К счастью, Алексей не пострадал, но в родительский дом больше не вернулся. Юноша бежал в Чемерскую церковь, где пел в хоре и учился наукам под руководством местного дьяка. Там-то красивому и способному Алексею, как он сам метко замечал впоследствии, удалось «поймать удачу за чуб». В январе 1731 году в церковь наведалась имперская комиссия, задача которой состояла в закупке вин ко двору императрицы Анны Иоанновны. Председатель комиссии — полковник Федор Вишневский был очарован пением Алексея и решил забрать его в Санкт-Петербург в хор императорской церкви. Интересно, что в будущем Вишневский научит Григория Сковороду любить токайское вино, ведь молодой философ будет путешествовать по Европе именно в его компании. Юный Розум попал в «северную Пальмиру» и вскоре очаровал своим пением великую княгиню Елизавету, которая имела сентимент к украинской музыке. Вообще, при дворе Алексей познакомился с большим количеством своих земляков. Среди них были и духовники цесаревны, главным из которых был Федор Дубянский — выходец из волынских земель — и певцы, и музыканты из Украины, в частности бандурист Григорий Любисток, и секретари и камер-лакеи. Вышеупомянутый Сковорода когда-то сказал: «Петербург — это колония образованных украинцев», и он был абсолютно прав. Алексей, который уже успел сменить фамилию на «Разумовский», не задержался в певцах надолго. Чувство Елизаветы к украинцу все росли, особенно после ссылки в Сибирь ее бывшего фаворита Алексея Шубина. Елизавету, как одного из возможных кандидатов на престол, всячески пытались выдать замуж, чтобы отправить ее куда глаза глядят. Список невест цесаревны впечатляет: король Франции Людовик XV, герцог Шартрский, герцог Бурбонский, граф Мориц Саксонский и еще много принцев и знатных вельмож. Но дочь Петра I избрала своим лидером Алексея Разумовского и сделала его интендантом своего двора, о чем придворные сразу доложили императрице. «От императрицы Анны все это не удалось скрыть. Впрочем, поскольку она видела, что Разумовский радуется своему счастью скромно и рассудительно, все еще надеялась путем первого попавшегося брака спровадить принцессу, очень невыгодную из-за своего кровного родства с Петром… не вмешивалась больше в любовные отношения», — записывал секретарь саксонского посольства Гельбиг. Молодая Елизавета находилась под постоянным давлением, была окружена многочисленными шпионами и не могла доверять никому, кроме любого ее сердцу Алексею. В письмах великая княгиня называла его «Друг мой нелицемерный». Следует понимать, что своей близостью к Елизавете Алексей подвергал себя немалой опасности. Интриги, мятежи, тайные заговоры и политические перевороты были нормой для тогдашнего двора. Один неверный шаг — и ты легко оказываешься среди сибирского холода, в тюрьме или еще хуже — в петле. После смерти Анны Иоанновны, которая назначила своим наследником младенца Ивана VI, Елизавета совершила успешный переворот. В ноябре 1741 года она захватила власть без единой капли крови и провозгласила себя правительницей. На коронацию Алексей Разумовский пригласил в столицу свою мать, сестер и 13-летнего брата Кирилла. Все время, пока Алексей находился при дворе, он не обрывал связей с семьей, постоянно переписываясь и помогая им материально. Отец Розум умер, но мать продолжала играть большую роль в жизни своего сына. На деньги, которые выслал Алексей, Розумиха успела открыть шинок, а впоследствии необходимость зарабатывать отпала совсем, и Наталья Демьяновна наслаждалась спокойной жизнью в поместьях, подаренных Елизаветой. Розумиха не любила долго находиться при дворе, однако свою внучку и сына Кирилла оставила под присмотром Алексея. После коронации Елизаветы Наталья Демьяновна вернулась на Украину уже другим человеком. Она с простой шинкарки стала очень влиятельным лицом, с которым заигрывала казацкая старшина, зная о больших успехах обер-эгермейстра Алексея. Разумеется, когда Елизавета стала императрицей, Алексей с головокружительной скоростью поднимался все выше. Его влияние усиливалось, его прихоти мгновенно исполнялись, впрочем, на удивление, бывший пастух не раздражал высшие петербургские круги. Напротив, высокое положение Алексея было выгодно усилить законным браком с Елизаветой, на который царицу уговаривали его приближенные и протоиерей Дубянский. Поэтому в 1742 году в имении Алексея в Перово под Москвой украинский казак Разумовский официально женился на Ее Величестве Елизавете Петровне. Брак этот был тайным, ведь его главной целью был отказ от «жизни в грехе» перед Богом, а не перед миром. Многие историки подвергают сомнению достоверность морганатического брака между Алексеем и Елизаветой, потому что письменных документов не сохранилось. Единственным доказательством подлинности того сказочного события является шелковая подушечка, являющаяся одним из важнейших предметов среди сокровищ потомков Разумовских. На подушечке изображены молодые, а над ними возвышается лента с надписью: «Сие тайна благословенная». Так, Алексей достиг наивысшей ступени возможной карьеры и стал едва ли не первым вельможей Российской империи. Александр Васильчиков — первый библиограф рода Разумовских, внук Кирилла и директор Эрмитажа в своем монументальном труде «Семейство Разумовских» писал: «Влияние Алексея Григорьевича после брака стало огромным. Все его уважали и с ним обращались как с супругом Императрицы!» Алексей занимал комнату, смежную с покоями Елизаветы, и всегда сопровождал ее. Если муж чувствовал себя плохо — царица обедала в его комнате. Влюбленная Елизавета даже позволяла себе проявлять нежность к Разумовскому на людях, скажем, поправляла ему шапку или застегивала шубу. Алексей отвечал взаимностью своей жене, он устраивал для Елизаветы пышные праздники, потакал ей и видел смысл своей жизни в служении Ее Величеству. Он был довольно умным от природы, но, как пишут историки, трезво оценивал свои способности и не занимался политическими делами. Однако, несмотря на это, Разумовский отличался большой хитростью, любил выпить, но никогда не напивался. Во время светских бесед он всегда, как бы случайно, интересовался политикой и внимательно слушал, что говорило его окружение. Конечно, важнейшей темой для Алексея была Украина. «Одним из первых приказов Алексея был поиск оригинала Переяславского договора 1654 года, поскольку он хотел выяснить правоотношения между Гетманщиной и Российской империей. И все, что удалось найти: копия 1722 года и копия, которая была переписана по памяти около 1700 года. Это означало, что договор дважды изымался из императорских архивов и практически ничего не стоил», — рассказал газете «День» потомок Кирилла историк граф Грегор Разумовский. Разумовский потихоньку и осторожно вводил моду на все украинское при дворе, где ели украинские блюда, слушали украинские песни, которые исполняли певцы из Украины. Более того, благодаря ходатайству Алексея из украинских городов вывели российские полки, строго запретили россиянам как бы то ни было обижать украинцев и отнимать у них имущество.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!