30 танков Т-34 остановились у железнодорожного депо Владивостока в ожидании транспорта. Выпуская на холоде клубы дыма, они медленно выстроились в колонну по одному и с грохотом начали заезжать на ржавые железнодорожные платформы. Работники железной дороги закрепили их толстой проволокой и цепями, и приземистые машины приготовились к путешествию на запад.
Эти 30 боевых машин, все в исправном состоянии и на полном ходу, ехали не на Восточный фронт, а в Москву, чтобы стать музейными экспонатами, кинореквизитом или проезжать в строю по Красной площади во время ежегодного Парада Победы, который проводится 9 мая в честь окончания Второй мировой войны и победы России над нацистской Германией.
В последнее время Т-34 переживает нечто вроде ренессанса. В 2019 году вышел фильм на русском языке «Т-34», занявший по сборам в прокате второе место за всю историю российского кинематографа. Но почему этот танк до сих пор остается такой знаковой легендой?
Мобильность
Отчасти успех Т-34 обусловлен его высокой мобильностью. По сравнению с другими танками того времени Т-34 обладал весьма приличной подвеской с цилиндрической пружиной, созданной на основе конструкции американского изобретателя Дж. Уолтера Кристи. Она обеспечивала лучшую проходимость на пересеченной местности, чем традиционная подвеска на рессорах, которая до того времени преобладала в России.
У Т-34 также были довольно широкие гусеницы, что уменьшало удельное давление на грунт и позволяло им хорошо держать вес танка, который был весьма скромным. Это было очень важно, так как Т-34 реже увязал в мягкой почве и грязи, преобладавших на обширных участках Восточного фронта, особенно весной, когда таял снег, и земля превращалась в кашу.
Во время пограничных стычек с японцами в конце 1930-х годов стало очевидно, что бензиновые двигатели совершенно не подходят для танков. Выстрелы из танковых и противотанковых орудий, которые обычно не выводят танк из строя, поджигали или взрывали бензиновый двигатель, что являлось серьезным недостатком.
Конструкторы Т-34 остановили свой выбор на довольно мощном 12-цилиндровом дизельном двигателе, который реже воспламенялся, а потому был безопаснее для экипажа. Умеренной мощности в 500 лошадиных сил вполне хватало для веса машины, и она могла уверенно передвигаться по российской пересеченной местности.
Броневая защита
Лобовая броня Т-34 размещалась под углом 60 градусов, что очень много. Такой угол позволял танку лучше отражать вражеские снаряды. Дополнительное преимущество заключалось в том, что более тонкая наклонная броня защищала не хуже, а то и лучше, чем толстая, но не наклонная.
Бронеплита толщиной 45-47 мм позволяла существенно снизить вес и сэкономить сталь, которая в военное время была очень важным материалом.
Рассказы немцев о боевых действиях на Восточном фронте ярко иллюстрируют, насколько эффективной была такая броневая защита, и как трудно было пробить корпус танка даже с близкого расстояния. Такие сложности заставили немцев модернизировать свои противотанковые орудия, увеличивая скорость снаряда и калибр, чтобы можно было противостоять этой новой советской угрозе.
В сравнении с высокими и громоздкими немецкими танками, такими как Тигр-1, Т-34 казался приземистым. Внутри было очень тесно, особенно зимой, когда танкисты надевали толстую зимнюю одежду.
Но этот недостаток внутреннего объема компенсировался тем, что у танка была менее заметная низкопрофильная конструкция, то есть, как цель он был значительно меньше, и попасть по нему было труднее.
Огромное количество
Успех Т-34 объясняется еще и тем, что этот танк производили в огромных количествах, причем процесс производства был простым и быстрым. Но поломки случались нередко, и Т-34 выходил из строя чаще, чем танки союзников или немцев. 200-километровый марш мог привести к поломке танка, потому что пальцы траков были весьма непрочными. Иногда танк имел в запасе вторую трансмиссию, чтобы можно было быстро провести полевой ремонт.
Хотя танк не отличался особой надежностью, детали для него можно было снять с подбитых машин, которых было полно на европейских полях сражений, особенно в конце войны.
Большое влияние
Т-34 оказал большое влияние на танкостроение во всем мире, и особенно на конструкции российских танков после Второй мировой войны. Многие последующие российские танки создавались по образцу Т-34, поскольку конструкторы копировали очень многие его элементы, включая широкие гусеницы, наклонную броню (особенно лобовую) и приземистый малозаметный силуэт.
Наверное, Т-34 по количеству изготовленных машин занимает второе место в мире (в армиях некоторых стран он до сих пор состоит на вооружении и активно используется). Но и потерь среди таких танков было больше, чем среди других. Тем не менее, невозможно переоценить то влияние, которое Т-34 оказал на конструкцию послевоенных танков.
Знаете, что такое прецедент? Это такое неприятное правило, согласно которому, если ты что-то сделал, то другие тоже...
02-авг-2025
Новости дня / Бизнес / ЖКХ / Здоровье / Россия / Видео / ДНР и ЛНР / Мир / Выборы / Технологии / Чемпионат / Латинская Америка / Спорт / Политика / Большой Кавказ / Европа / Происшествия и криминал / Экономика / Мнения / Авто
Мы часто повторяем, что СВО начата ради обеспечения безопасности России. В то же время, в России уже давно перестали...
02-авг-2025
Новости дня / ЖКХ / Бизнес / Мир / Россия / Технологии / Спорт / Политика / Европа / США / Украина / Чемпионат / Общество / Большой Кавказ / Видео / ДНР и ЛНР / Здоровье / Транспорт / Армения / Военные действия / Ростов-на-Дону
Новости дня / Мир / Мнения / Азербайджан / Политика / Россия / Мобильные технологии / Чемпионат / Общество / Здоровье / Происшествия и криминал / Власть / Военные действия
Новости дня / Политика / Здоровье / Власть / Общество / Латинская Америка / Большой Кавказ / Чемпионат / Европа / ДНР и ЛНР / Армения / ЖКХ / Мир / Технологии / Россия / Спорт / Видео / Красноярск / Военные действия
Новости дня / Бизнес / ЖКХ / Здоровье / Россия / Видео / ДНР и ЛНР / Мир / Выборы / Технологии / Чемпионат / Латинская Америка / Спорт / Политика / Большой Кавказ / Европа / Происшествия и криминал / Экономика / Мнения / Авто
Croftoon
0
Знаете, что такое прецедент? Это такое неприятное правило, согласно которому, если ты что-то сделал, то другие тоже могут. Даже те, кто, как говорил незабвенный Аркадий...
Новости дня / ЖКХ / Бизнес / Мир / Россия / Технологии / Спорт / Политика / Европа / США / Украина / Чемпионат / Общество / Большой Кавказ / Видео / ДНР и ЛНР / Здоровье / Транспорт / Армения / Военные действия / Ростов-на-Дону
Becker
0
Мы часто повторяем, что СВО начата ради обеспечения безопасности России. В то же время, в России уже давно перестали стесняться термина война, применительно к...
Новости дня / Политика / США / Бизнес / Происшествия и криминал / Россия / Общество / Мероприятия / Статистика / Видео / Технологии / ЖКХ
Мирослава
0
ЕЛЕНА ПАНИНА Итак, президент США подписал указ о введении 50%-ных пошлин на импорт из Бразилии, а также анонсировал 25% тарифы против Индии. Источник фото: The New York...
Минобороны России сообщает подробности о потерях ВСУ в боях за Часов Яр: около 7500 боевиков; 11 танков; 55 боевых бронированных машин; 160 орудий полевой артиллерии и...
Комментарии (0)