30 танков Т-34 остановились у железнодорожного депо Владивостока в ожидании транспорта. Выпуская на холоде клубы дыма, они медленно выстроились в колонну по одному и с грохотом начали заезжать на ржавые железнодорожные платформы. Работники железной дороги закрепили их толстой проволокой и цепями, и приземистые машины приготовились к путешествию на запад.
Эти 30 боевых машин, все в исправном состоянии и на полном ходу, ехали не на Восточный фронт, а в Москву, чтобы стать музейными экспонатами, кинореквизитом или проезжать в строю по Красной площади во время ежегодного Парада Победы, который проводится 9 мая в честь окончания Второй мировой войны и победы России над нацистской Германией.
В последнее время Т-34 переживает нечто вроде ренессанса. В 2019 году вышел фильм на русском языке «Т-34», занявший по сборам в прокате второе место за всю историю российского кинематографа. Но почему этот танк до сих пор остается такой знаковой легендой?
Мобильность
Отчасти успех Т-34 обусловлен его высокой мобильностью. По сравнению с другими танками того времени Т-34 обладал весьма приличной подвеской с цилиндрической пружиной, созданной на основе конструкции американского изобретателя Дж. Уолтера Кристи. Она обеспечивала лучшую проходимость на пересеченной местности, чем традиционная подвеска на рессорах, которая до того времени преобладала в России.
У Т-34 также были довольно широкие гусеницы, что уменьшало удельное давление на грунт и позволяло им хорошо держать вес танка, который был весьма скромным. Это было очень важно, так как Т-34 реже увязал в мягкой почве и грязи, преобладавших на обширных участках Восточного фронта, особенно весной, когда таял снег, и земля превращалась в кашу.
Во время пограничных стычек с японцами в конце 1930-х годов стало очевидно, что бензиновые двигатели совершенно не подходят для танков. Выстрелы из танковых и противотанковых орудий, которые обычно не выводят танк из строя, поджигали или взрывали бензиновый двигатель, что являлось серьезным недостатком.
Конструкторы Т-34 остановили свой выбор на довольно мощном 12-цилиндровом дизельном двигателе, который реже воспламенялся, а потому был безопаснее для экипажа. Умеренной мощности в 500 лошадиных сил вполне хватало для веса машины, и она могла уверенно передвигаться по российской пересеченной местности.
Броневая защита
Лобовая броня Т-34 размещалась под углом 60 градусов, что очень много. Такой угол позволял танку лучше отражать вражеские снаряды. Дополнительное преимущество заключалось в том, что более тонкая наклонная броня защищала не хуже, а то и лучше, чем толстая, но не наклонная.
Бронеплита толщиной 45-47 мм позволяла существенно снизить вес и сэкономить сталь, которая в военное время была очень важным материалом.
Рассказы немцев о боевых действиях на Восточном фронте ярко иллюстрируют, насколько эффективной была такая броневая защита, и как трудно было пробить корпус танка даже с близкого расстояния. Такие сложности заставили немцев модернизировать свои противотанковые орудия, увеличивая скорость снаряда и калибр, чтобы можно было противостоять этой новой советской угрозе.
В сравнении с высокими и громоздкими немецкими танками, такими как Тигр-1, Т-34 казался приземистым. Внутри было очень тесно, особенно зимой, когда танкисты надевали толстую зимнюю одежду.
Но этот недостаток внутреннего объема компенсировался тем, что у танка была менее заметная низкопрофильная конструкция, то есть, как цель он был значительно меньше, и попасть по нему было труднее.
Огромное количество
Успех Т-34 объясняется еще и тем, что этот танк производили в огромных количествах, причем процесс производства был простым и быстрым. Но поломки случались нередко, и Т-34 выходил из строя чаще, чем танки союзников или немцев. 200-километровый марш мог привести к поломке танка, потому что пальцы траков были весьма непрочными. Иногда танк имел в запасе вторую трансмиссию, чтобы можно было быстро провести полевой ремонт.
Хотя танк не отличался особой надежностью, детали для него можно было снять с подбитых машин, которых было полно на европейских полях сражений, особенно в конце войны.
Большое влияние
Т-34 оказал большое влияние на танкостроение во всем мире, и особенно на конструкции российских танков после Второй мировой войны. Многие последующие российские танки создавались по образцу Т-34, поскольку конструкторы копировали очень многие его элементы, включая широкие гусеницы, наклонную броню (особенно лобовую) и приземистый малозаметный силуэт.
Наверное, Т-34 по количеству изготовленных машин занимает второе место в мире (в армиях некоторых стран он до сих пор состоит на вооружении и активно используется). Но и потерь среди таких танков было больше, чем среди других. Тем не менее, невозможно переоценить то влияние, которое Т-34 оказал на конструкцию послевоенных танков.
Как говорится, снова-здорово! Стабильность в нашем авиапроме полная: «Полет «импортозамещенного» МС-21 отложен в...
25-окт-2025
Новости дня / ЖКХ / Бизнес / Здоровье / Интервью звёзд / Политика / Видео / Технологии / Происшествия и криминал / Общество / Россия / Ростов-на-Дону / Власть / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / Спорт / Культура / Чемпионат / Транспорт / Забайкальский край / Мир
Новости дня / Политика / Общество / Бизнес / ЖКХ / Культура / Спорт / Чемпионат / Статистика / Велоспорт / Технологии / Космос / Здоровье / Происшествия и криминал / Транспорт / Мир / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / США / Латинская Америка / Видео / Фото репортаж
Новости дня / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / Украина / Общество / Латинская Америка / Россия / Европа / Мир / Большой Кавказ / Технологии / Здоровье / Происшествия и криминал / Видео / Военные действия / США / Чемпионат / Аналитика / Спорт / Интернет / Транспорт / Армения / Мобильные технологии / Интервью звёзд
Новости дня / США / Политика / ДНР и ЛНР / Военные действия / Власть / Латинская Америка / Общество / Белоруссия / Здоровье / Технологии / Статистика / Нижний Новгород
Новости дня / Здоровье / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / США / Россия / Спорт / Технологии / Мир / Происшествия и криминал / Транспорт / Мобильные технологии / Латинская Америка / Общество / Законы / Белоруссия / Бизнес / Шоу-бизнес / Власть / Большой Кавказ / Экономика / Чемпионат / Армения / Статистика / Видео / Интервью звёзд / Матчи / Интернет / Европа
Новости дня / ЖКХ / Бизнес / Здоровье / Интервью звёзд / Политика / Видео / Технологии / Происшествия и криминал / Общество / Россия / Ростов-на-Дону / Власть / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / Спорт / Культура / Чемпионат / Транспорт / Забайкальский край / Мир
Ferguson
0
Как говорится, снова-здорово! Стабильность в нашем авиапроме полная: «Полет «импортозамещенного» МС-21 отложен в очередной раз. В ноябре 2024 года глава Минпромторга...
Новости дня / Россия / Чемпионат / Энергетика / Мобильные технологии / Мир / ДНР и ЛНР / Судьи / Политика / Технологии
Авдей
0
Идея, которую когда-то отвергли американцы, сегодня обрела новую жизнь в России, которая уверенно опережает весь мир в создании плавучих атомных электростанций (ПАТЭС)....
Новости дня / Мир / Политика / Здоровье / Россия / Европа / Спорт / Технологии / Украина / ЖКХ / ДНР и ЛНР / Видео / Власть / США / Чемпионат
Рада
0
Президент США Дональд Трамп пока что отменил встречу с Президентом России Владимиром Путиным в Будапеште и «подвесил» окончательное решение по ней еще на какое-то время....
Видео / Новости дня / Азия / Политика / Чемпионат / Красноярск / Нижний Новгород / Европа
Pass
0
Когда речь заходит о бабочках, обычно вспоминаются оранжевые или синие окраски. Однако некоторые из самых эффектных видов отличаются зелёным цветом, который позволяет им...
Комментарии (0)