Лучшие дни черного золота сочтены (Svenska Dagbladet, Швеция) - «Новости»

  • 08:00, 22-янв-2020
  • Большой Кавказ / Мир / Энергетика / Спорт / Аналитика / Мероприятия / Статистика / Россия / Власть / Новости дня / Ростов-на-Дону / США / Общество / Технологии / Экономика / Законы / Нижний Новгород
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Евгений Одиноков | Перейти в фотобанкНа мировом нефтяном рынке происходит революция. Всего за несколько лет США стали крупнейшим в мире производителем. Из-за этого у них появилось больше свободы действий на Ближнем Востоке, а вот жизнь нефтяного картеля ОПЕК осложнилась. Но радость американцев не будет долгой, считают эксперты.

Сейчас на мировом нефтяном рынке происходит революция. Всего за несколько лет США стали крупнейшим в мире производителем нефти. Из-за этого у них появилось больше свободы действий на Ближнем Востоке, а жизнь нефтяного картеля ОПЕК осложнилась.


Новый год едва начался, а президент США уже отдал приказ о беспилотной атаке, чтобы убить главного генерала Ирана. Цена на нефть тут же подскочила. Многие забеспокоились, что полноценная война выведет из строя важные ближневосточные нефтяные объекты.


Дональда Трампа сильно критиковали как за границей, так и дома. Как он может рисковать стабильностью на Ближнем Востоке, который отвечает за большую часть мирового производства нефти?


Возможно, все потому, что США стали меньше зависеть от ближневосточной нефти.


Руководитель отдела сырьевого анализа банка Skandinaviska Enskilda Banken Бьярне Шильдруп (Bjarne Schieldrop) указывает, что собственное производство нефти США последнее время сильно выросло. В то же время США стали импортировать меньше нефти с Ближнего Востока.


«США гораздо тщательнее взвешивали бы аргументы за и против, если бы они импортировали по 5-6 миллионов баррелей нефти с Ближнего Востока ежедневно», — говорит Бьярне Шильдруп.


Главный аналитик Nordea Тина Сальтведт (Thina Saltvedt) с ним согласна. США, вероятно, не стали бы так жестко критиковать Саудовскую Аравию после убийства журналиста Джамаля Хашогги, если бы по-прежнему сильно зависели от ближневосточной нефти, как было несколько лет назад, считает она.


«Чем меньше США зависят от саудовской нефти, тем сильнее они могут давить на Саудовскую Аравию в политическом отношении», — говорит Тина Сальтведт.


За последние десять лет США более чем вдвое увеличили свое производство нефти и недавно поставили рекорд в объемах расширения производства нефти за год.



Причина кроется в революции, которую США в последние годы совершили в индустрии разработки сланцевой нефти. Сланцевую нефть добывают из сланцевых слоев, расположенных глубоко под землей. Быстрым ростом эта сфера промышленности обязана тем, что нужно всего от 3 до 18 месяцев, чтобы новое месторождение начало давать нефть. Для сравнения: чтобы получить нефть из нового месторождения в море, требуется от пяти до семи лет.


Сланцевая нефть позволила США стать крупнейшим в мире производителем нефти. Им наступают на пятки Саудовская Аравия и Россия, как свидетельствует Статистический обзор мировой энергетики 2019 года британской нефтегазовой компании British Petroleum. Сейчас эта страна экспортирует 16% мировой нефти.


Но, несмотря на то, что в последнее время США иногда производят больше нефти, чем сами потребляют, они продолжают импортировать нефть с Ближнего Востока, в основном из Саудовской Аравии и Ирака. Дело в том, что многие нефтеперерабатывающие заводы страны не оборудованы для работы с легкой сланцевой нефтью.


«Если загрузить легкую нефть в оборудование, предназначенное для тяжелой, могу возникнуть проблемы», — говорит Тина Сальтведт.


Даже если США и продолжат импортировать нефть с Ближнего Востока, увеличение производства сланцевой нефти означает уменьшение власти так называемых стран ОПЕК, считает Тина Сальтведт. Важнейшие члены ОПЕК находятся на Ближнем Востоке.


Четырнадцать членов ОПЕК во главе с Саудовской Аравией постоянно пытаются контролировать цены, регулируя объемы производимой нефти. Делать это становится все труднее, по мере того как картель теряет фрагменты рынка.


Больше всего влияния у ОПЕК было в начале 1970-х годов, когда эти страны производили более половины всей нефти в мире. С тех пор они потеряли часть рынка, и сегодня картель производит всего чуть более трети мировой нефти.


Это связано в том числе с изменениями, которые США несколько лет назад внесли в закон, полностью запрещавший продавать американскую нефть другим странам. С тех пор страна быстро поднялась в списке крупнейших экспортеров нефти в мире. Ожидается, что через несколько лет она займет второе место — после Саудовской Аравии.


Санкции США против членов ОПЕК Ирана и Венесуэлы также привели к тому, что общая доля нефти картеля на мировом рынке в последнее время уменьшилась. В то же время такие страны, как Канада, Норвегия и Бразилия, играют все большую роль на нефтяном рынке, не являясь при этом членами ОПЕК.


Из страха потерять часть рынка Саудовская Аравия продолжала производить много нефти в 2014 году, хотя США увеличили производство сланцевой нефти. В результате в 2014 и 2015 годах цена на нее упала.


Идея заключалась в том, чтобы американским нефтяным компаниям стало невыгодно добывать нефть из сланцев, что обходится дороже, чем производство нефти, например, в Саудовской Аравии. Но эта стратегия не принесла успеха.


«Цена на нефть все падала и падала, но сланцевая индустрия смогла к этому приспособиться. Компании стали работать гораздо более эффективно и снизили расходы. Так что на самом деле больше всего пострадали сами страны ОПЕК, которые уже не могли получать за баррель нефти столько же, сколько раньше», — объясняет Хельге Андре Мартинсен (Helge Andr? Martinsen), нефтяной аналитик DNB Markets в Осло.


Многим странам ОПЕК нужна высокая цена на нефть, чтобы сбалансировать государственный бюджет. По оценкам Международного валютного фонда, например, Саудовской Аравии нужна цена 80-85 долларов за баррель, чтобы сохранить свой бюджет. Между тем сегодня цена составляет чуть более 60 долларов.


Неудачная попытка Саудовской Аравии подавить американскую сланцевую промышленность привела к тому, что ОПЕК начал искать новые возможности усилить свою власть. Поэтому три года назад организация заключила договор с десятью другими производителями нефти во главе с Россией, образовав так называемую Венскую группу или ОПЕК+.


«Тем самым они признали, что не смогли раздавить сланцевую промышленность, понизив цены на нефть, и попытались усилить власть ОПЕК другим способом», — говорит Хельге Андре Мартинсен.



Вместе страны ОПЕК+ в последние годы снизили производство нефти, чтобы поднять на нее цену. Эта тактика оправдалась. С 2016 года цена на нефть удвоилась, и сейчас составляет, как уже было сказано, чуть более 60 долларов за баррель. Однако это все равно гораздо меньше, чем в рекордном 2008 году. Тогда цена на нефть достигала 147 долларов за баррель благодаря постоянно растущему спросу со стороны развивающегося Китая.


По словам Нади Мартин Вигген (Nadia Martin Wiggen), Саудовская Аравия сделает все, чтобы не дать цене упасть ниже 60 долларов. Однако крупнейший в мире экспортер нефти в мире при этом хорошо осознает, что в ближайшие годы роль нефти в мировой экономике снизится.


По ее словам, быстрое развитие сферы возобновляемых источников энергии представляет собой большую проблему для стран ОПЕК. Вигген предсказывает, что производство энергии из возобновляемых источников в ближайшие 20 лет будет увеличиваться на шесть с лишним процентов в год, тогда как нефть, спрос на которую еще несколько лет будет расти, в итоге окажется все менее востребованной.


Причина стремительного роста сектора добычи энергии из возобновляемых источников заключается в том, что стоимость «зеленых» технологий за последние шесть лет сильно снизилась. Надя Мартин Вигген предсказывает, что спрос на нефть будет расти примерно до 2026 года, а затем начнет постепенно падать.


«Это может произойти раньше. Или позже. Но инвесторы способствуют этим переменам, причем это касается не только пенсионных фондов и частных лиц, но и самих нефтяных компаний тоже. Они вкладывают средства в инфраструктуру, которая поможет снабжать общество энергией из возобновляемых источников», — говорит Надя Мартин Вигген.


Сегодня нефть — самый экспортируемый товар в мире, и больше половины ее уходит на производство топлива для автомобилей, кораблей и самолетов. Это значит, что спрос на нефть будет падать, по мере того как все больше людей пересядут на электромобили. Согласно новой цели правительства Китая, к 2025 году одну четвертую от всех проданных новых автомобилей составят электромобили.


«Переход на зеленую энергию идет очень активно, но газ и нефть и в будущем останутся важными составляющими мировой энергетической смеси», — говорит Надя Мартин Вигген.


Она предсказывает, что чуть более трети всей энергии к 2040 году будут получать из возобновляемых источников. Нефть и газ будут обеспечивать чуть более 40 % по сравнению с сегодняшними почти 60 %.


Мир по-прежнему зависит от нефти, а это значит, что цена на нее еще лет десять останется примерно на сегодняшнем уровне, считает Вигген.


А вот Тина Сальтведт из Nordea пессимистически настроена по поводу будущего цены на нефть. Согласно ее предсказаниям, она будет падать в ближайшие 20 лет, ведь глобальные климатические цели снизят спрос на этот товар.


Значительное падение цены на нефть может сильно ударить и по американской нефтяной промышленности. Все потому, что производство сланцевой нефти США по-прежнему гораздо дороже, чем добыча легкодоступной ближневосточной нефти. Поэтому американская нефть в случае затянувшегося падения цен выйдет из гонки гораздо быстрее.


«Из-за того, что будет сокращаться потребление, последнюю нефть произведет тот, кто сможет делать это дешевле всего. По моим расчетам, цена на нефть будет в будущем только падать, а не расти, — говорит Тина Сальдведт. — Но, конечно, не исключены короткие периоды, когда цены ненадолго вырастут из-за конфликтов или из-за того, что новые нефтяные проекты будут тормозиться быстрее, чем падает потребление нефти».


© РИА Новости, Евгений Одиноков | Перейти в фотобанкНа мировом нефтяном рынке происходит революция. Всего за несколько лет США стали крупнейшим в мире производителем. Из-за этого у них появилось больше свободы действий на Ближнем Востоке, а вот жизнь нефтяного картеля ОПЕК осложнилась. Но радость американцев не будет долгой, считают эксперты.Сейчас на мировом нефтяном рынке происходит революция. Всего за несколько лет США стали крупнейшим в мире производителем нефти. Из-за этого у них появилось больше свободы действий на Ближнем Востоке, а жизнь нефтяного картеля ОПЕК осложнилась. Новый год едва начался, а президент США уже отдал приказ о беспилотной атаке, чтобы убить главного генерала Ирана. Цена на нефть тут же подскочила. Многие забеспокоились, что полноценная война выведет из строя важные ближневосточные нефтяные объекты. Дональда Трампа сильно критиковали как за границей, так и дома. Как он может рисковать стабильностью на Ближнем Востоке, который отвечает за большую часть мирового производства нефти? Возможно, все потому, что США стали меньше зависеть от ближневосточной нефти. Руководитель отдела сырьевого анализа банка Skandinaviska Enskilda Banken Бьярне Шильдруп (Bjarne Schieldrop) указывает, что собственное производство нефти США последнее время сильно выросло. В то же время США стали импортировать меньше нефти с Ближнего Востока. «США гораздо тщательнее взвешивали бы аргументы за и против, если бы они импортировали по 5-6 миллионов баррелей нефти с Ближнего Востока ежедневно», — говорит Бьярне Шильдруп. Главный аналитик Nordea Тина Сальтведт (Thina Saltvedt) с ним согласна. США, вероятно, не стали бы так жестко критиковать Саудовскую Аравию после убийства журналиста Джамаля Хашогги, если бы по-прежнему сильно зависели от ближневосточной нефти, как было несколько лет назад, считает она. «Чем меньше США зависят от саудовской нефти, тем сильнее они могут давить на Саудовскую Аравию в политическом отношении», — говорит Тина Сальтведт. За последние десять лет США более чем вдвое увеличили свое производство нефти и недавно поставили рекорд в объемах расширения производства нефти за год. Причина кроется в революции, которую США в последние годы совершили в индустрии разработки сланцевой нефти. Сланцевую нефть добывают из сланцевых слоев, расположенных глубоко под землей. Быстрым ростом эта сфера промышленности обязана тем, что нужно всего от 3 до 18 месяцев, чтобы новое месторождение начало давать нефть. Для сравнения: чтобы получить нефть из нового месторождения в море, требуется от пяти до семи лет. Сланцевая нефть позволила США стать крупнейшим в мире производителем нефти. Им наступают на пятки Саудовская Аравия и Россия, как свидетельствует Статистический обзор мировой энергетики 2019 года британской нефтегазовой компании British Petroleum. Сейчас эта страна экспортирует 16% мировой нефти. Но, несмотря на то, что в последнее время США иногда производят больше нефти, чем сами потребляют, они продолжают импортировать нефть с Ближнего Востока, в основном из Саудовской Аравии и Ирака. Дело в том, что многие нефтеперерабатывающие заводы страны не оборудованы для работы с легкой сланцевой нефтью. «Если загрузить легкую нефть в оборудование, предназначенное для тяжелой, могу возникнуть проблемы», — говорит Тина Сальтведт. Даже если США и продолжат импортировать нефть с Ближнего Востока, увеличение производства сланцевой нефти означает уменьшение власти так называемых стран ОПЕК, считает Тина Сальтведт. Важнейшие члены ОПЕК находятся на Ближнем Востоке. Четырнадцать членов ОПЕК во главе с Саудовской Аравией постоянно пытаются контролировать цены, регулируя объемы производимой нефти. Делать это становится все труднее, по мере того как картель теряет фрагменты рынка. Больше всего влияния у ОПЕК было в начале 1970-х годов, когда эти страны производили более половины всей нефти в мире. С тех пор они потеряли часть рынка, и сегодня картель производит всего чуть более трети мировой нефти. Это связано в том числе с изменениями, которые США несколько лет назад внесли в закон, полностью запрещавший продавать американскую нефть другим странам. С тех пор страна быстро поднялась в списке крупнейших экспортеров нефти в мире. Ожидается, что через несколько лет она займет второе место — после Саудовской Аравии. Санкции США против членов ОПЕК Ирана и Венесуэлы также привели к тому, что общая доля нефти картеля на мировом рынке в последнее время уменьшилась. В то же время такие страны, как Канада, Норвегия и Бразилия, играют все большую роль на нефтяном рынке, не являясь при этом членами ОПЕК. Из страха потерять часть рынка Саудовская Аравия продолжала производить много нефти в 2014 году, хотя США увеличили производство сланцевой нефти. В результате в 2014 и 2015 годах цена на нее упала. Идея заключалась в том, чтобы американским нефтяным компаниям стало невыгодно добывать нефть из сланцев, что обходится дороже, чем производство нефти, например, в Саудовской Аравии. Но эта стратегия не принесла успеха. «Цена на нефть все падала и падала, но сланцевая индустрия смогла к этому приспособиться. Компании стали работать гораздо более эффективно и снизили расходы. Так что на самом деле больше всего пострадали сами страны ОПЕК, которые уже не могли получать за баррель нефти столько же, сколько раньше», — объясняет Хельге Андре Мартинсен (Helge Andr? Martinsen), нефтяной аналитик DNB Markets в Осло. Многим странам ОПЕК нужна высокая цена на нефть, чтобы сбалансировать государственный бюджет. По оценкам Международного валютного фонда, например, Саудовской Аравии нужна цена 80-85 долларов за баррель, чтобы сохранить свой бюджет. Между тем сегодня цена составляет чуть более 60 долларов. Неудачная попытка Саудовской Аравии подавить американскую сланцевую промышленность привела к тому, что ОПЕК начал искать новые возможности усилить свою власть. Поэтому три года назад организация заключила договор с десятью другими производителями нефти во главе с Россией, образовав так называемую Венскую группу или ОПЕК . «Тем самым они признали, что не смогли раздавить сланцевую промышленность, понизив цены на нефть, и попытались усилить власть ОПЕК другим способом», — говорит Хельге Андре Мартинсен. Вместе страны ОПЕК в последние годы снизили производство нефти, чтобы поднять на нее цену. Эта тактика оправдалась. С 2016 года цена на нефть удвоилась, и сейчас составляет, как уже было сказано, чуть более 60 долларов за баррель. Однако это все равно гораздо меньше, чем в рекордном 2008 году. Тогда цена на нефть достигала 147 долларов за баррель благодаря постоянно растущему спросу со стороны развивающегося Китая. По словам Нади Мартин Вигген (Nadia Martin Wiggen), Саудовская Аравия сделает все, чтобы не дать цене упасть ниже 60 долларов. Однако крупнейший в мире экспортер нефти в мире при этом хорошо осознает, что в ближайшие годы роль нефти в мировой экономике снизится. По ее словам, быстрое развитие сферы возобновляемых источников энергии представляет собой большую проблему для стран ОПЕК. Вигген предсказывает, что производство энергии из возобновляемых источников в ближайшие 20 лет будет увеличиваться на шесть с лишним процентов в год, тогда как нефть, спрос на которую еще несколько лет будет расти, в итоге окажется все менее востребованной. Причина стремительного роста сектора добычи энергии из возобновляемых источников заключается в том, что стоимость «зеленых» технологий за последние шесть лет сильно снизилась. Надя Мартин Вигген предсказывает, что спрос на нефть будет расти примерно до 2026 года, а затем начнет постепенно падать. «Это может произойти раньше. Или позже. Но инвесторы способствуют этим переменам, причем это касается не только пенсионных фондов и частных лиц, но и самих нефтяных компаний тоже. Они вкладывают средства в инфраструктуру, которая поможет снабжать общество энергией из возобновляемых источников», — говорит Надя Мартин Вигген. Сегодня нефть — самый экспортируемый товар в мире, и больше половины ее уходит на производство топлива для автомобилей, кораблей и самолетов. Это значит, что спрос на нефть будет падать, по мере того как все больше людей пересядут на электромобили. Согласно новой цели правительства Китая, к 2025 году одну четвертую от всех проданных новых автомобилей составят электромобили. «Переход на зеленую энергию идет очень активно, но газ и нефть и в будущем останутся важными составляющими мировой энергетической смеси», — говорит Надя Мартин Вигген. Она предсказывает, что чуть более трети всей энергии к 2040 году будут получать из возобновляемых источников. Нефть и газ будут обеспечивать чуть более 40 % по сравнению с сегодняшними почти 60 %. Мир по-прежнему зависит от нефти, а это значит, что цена на нее еще лет десять останется примерно на сегодняшнем уровне, считает Вигген. А вот Тина Сальтведт из Nordea пессимистически настроена по поводу будущего цены на нефть. Согласно ее предсказаниям, она будет падать в ближайшие 20 лет, ведь глобальные климатические цели снизят спрос на этот товар. Значительное падение цены на нефть может сильно ударить и по американской нефтяной промышленности. Все потому, что производство сланцевой нефти США по-прежнему гораздо дороже, чем добыча легкодоступной ближневосточной нефти. Поэтому американская нефть в случае затянувшегося падения цен выйдет из гонки гораздо быстрее. «Из-за того, что будет сокращаться потребление, последнюю нефть произведет тот, кто сможет делать это дешевле всего. По моим расчетам, цена на нефть будет в будущем только падать, а не расти, — говорит Тина Сальдведт. — Но, конечно, не исключены короткие периоды, когда цены ненадолго вырастут из-за конфликтов или из-за того, что новые нефтяные проекты будут тормозиться быстрее, чем падает потребление нефти».


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!