© РИА Новости, Георгий Зимарев | Перейти в фотобанкВ ноябре 2019 года Белоруссия получила первый истребитель Су-30СМ на смену своим старым МиГ-29. Всего белорусские ВВС закупят 12 таких истребителей по цене 50 миллионов долларов за каждый. Но надо также учитывать стоимость эксплуатации, пишет The National Interest. Может, выгоднее было купить F-16?
В ноябре 2019 года Белоруссия получила первый истребитель Су-30СМ на смену своим старым МиГ-29. Всего белорусские ВВС получат 12 таких истребителей по цене 50 миллионов долларов за каждый — то есть всего за 600 миллионов долларов. Конечно, сравнивать цены на самолеты — неблагодарное дело, так как многое зависит от того, включены ли в цену ракеты и техническое обслуживание. Тем не менее для сравнения: Тайвань хочет купить у США 66 истребителей F-16C/D за 8 миллиардов долларов, то есть за 121 миллион долларов за самолет.
Однако белорусский новостной сайт предполагает, что российские самолеты в долгосрочной перспективе могут оказаться намного дороже.
«Американский опыт показывает, что стоимость поддержания пригодности к эксплуатации боевого самолета за предполагаемый срок службы в 35 лет в 2-2,5 раза превышает закупочную стоимость машины, — пишет sn-plus.com. — Таким образом, цена капитального, среднего, текущего и мелкого ремонта каждого белорусского Су-35СМ в следующие три десятилетия выльется налогоплательщикам в 100-125 миллионов долларов».
«Но эта цифра не окончательная, — продолжает автор статьи. — Дело в том, что советские/российские авиационные двигатели традиционно уступают западным не только по топливной эффективности, но и по межремонтному и назначенному ресурсу. ВВС Польши параллельно эксплуатируют советские двухдвигательные истребители МиГ-29 и американские однодвигательные F-16. Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально установлен. С МиГ-29, к сожалению, так не получается: за тот же период придется заменить восемь двигателей».
Надежность двигателей всегда была ахиллесовой пятой в целом весьма впечатляющих российских истребителей. Автор признает, что если проблемы, которые возникают со стоящими на МиГ-29 двигателями РД-33, давно известны, оценивать надежность двигателей АЛ-31ФП, которыми оснащены Су-30СМ, впервые поднявшиеся в небо в 2012 году, пока рано. Су-30СМ — усовершенствованная версия Су-30МК, стоящего на вооружении у Китая, Индии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии, Малайзии и Уганды.
«Но неофициальные данные дают основания считать, что за жизненный цикл Су-30СМ „скушает" 6 двигателей (2 из которых уже установлены и оплачены при покупке). Новый двигатель для МиГ-29 РД-33 стоит от 2,5 миллиона долларов. АЛ-31ФП будет однозначно дороже, поскольку конструкционно сложнее за счет наличия управляемого вектора тяги. Так что 10 миллионов долларов за двигатели — это заведомо заниженная сумма», — говорится в статье.
Все это доводит финальную цену каждого Су-30 со 185 миллионов долларов до 210 миллионов долларов, резюмирует автор.
Честно говоря, вооружения, особенно истребители вроде американского F-35 или российского Су-57, часто оказываются дороже, чем предполагалось. Производители и военные склонны преуменьшать их стоимость, чтобы не раздражать налогоплательщиков и министерства финансов. Вдобавок F-16 и Су-30, конечно, очень разные. Двухмоторный, 17-тонный Су-30 — гигант по сравнению с одномоторным десятитонным F-16.
Но как бы то ни было, хотя в целом принято считать, что российское оружие дешевле западных аналогов, опыт Белоруссии показывает, что покупателю следует быть внимательным.
© РИА Новости, Георгий Зимарев | Перейти в фотобанкВ ноябре 2019 года Белоруссия получила первый истребитель Су-30СМ на смену своим старым МиГ-29. Всего белорусские ВВС закупят 12 таких истребителей по цене 50 миллионов долларов за каждый. Но надо также учитывать стоимость эксплуатации, пишет The National Interest. Может, выгоднее было купить F-16?В ноябре 2019 года Белоруссия получила первый истребитель Су-30СМ на смену своим старым МиГ-29. Всего белорусские ВВС получат 12 таких истребителей по цене 50 миллионов долларов за каждый — то есть всего за 600 миллионов долларов. Конечно, сравнивать цены на самолеты — неблагодарное дело, так как многое зависит от того, включены ли в цену ракеты и техническое обслуживание. Тем не менее для сравнения: Тайвань хочет купить у США 66 истребителей F-16C/D за 8 миллиардов долларов, то есть за 121 миллион долларов за самолет. Однако белорусский новостной сайт предполагает, что российские самолеты в долгосрочной перспективе могут оказаться намного дороже. «Американский опыт показывает, что стоимость поддержания пригодности к эксплуатации боевого самолета за предполагаемый срок службы в 35 лет в 2-2,5 раза превышает закупочную стоимость машины, — пишет sn-plus.com. — Таким образом, цена капитального, среднего, текущего и мелкого ремонта каждого белорусского Су-35СМ в следующие три десятилетия выльется налогоплательщикам в 100-125 миллионов долларов». «Но эта цифра не окончательная, — продолжает автор статьи. — Дело в том, что советские/российские авиационные двигатели традиционно уступают западным не только по топливной эффективности, но и по межремонтному и назначенному ресурсу. ВВС Польши параллельно эксплуатируют советские двухдвигательные истребители МиГ-29 и американские однодвигательные F-16. Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально установлен. С МиГ-29, к сожалению, так не получается: за тот же период придется заменить восемь двигателей». Надежность двигателей всегда была ахиллесовой пятой в целом весьма впечатляющих российских истребителей. Автор признает, что если проблемы, которые возникают со стоящими на МиГ-29 двигателями РД-33, давно известны, оценивать надежность двигателей АЛ-31ФП, которыми оснащены Су-30СМ, впервые поднявшиеся в небо в 2012 году, пока рано. Су-30СМ — усовершенствованная версия Су-30МК, стоящего на вооружении у Китая, Индии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии, Малайзии и Уганды. «Но неофициальные данные дают основания считать, что за жизненный цикл Су-30СМ „скушает" 6 двигателей (2 из которых уже установлены и оплачены при покупке). Новый двигатель для МиГ-29 РД-33 стоит от 2,5 миллиона долларов. АЛ-31ФП будет однозначно дороже, поскольку конструкционно сложнее за счет наличия управляемого вектора тяги. Так что 10 миллионов долларов за двигатели — это заведомо заниженная сумма», — говорится в статье. Все это доводит финальную цену каждого Су-30 со 185 миллионов долларов до 210 миллионов долларов, резюмирует автор. Честно говоря, вооружения, особенно истребители вроде американского F-35 или российского Су-57, часто оказываются дороже, чем предполагалось. Производители и военные склонны преуменьшать их стоимость, чтобы не раздражать налогоплательщиков и министерства финансов. Вдобавок F-16 и Су-30, конечно, очень разные. Двухмоторный, 17-тонный Су-30 — гигант по сравнению с одномоторным десятитонным F-16. Но как бы то ни было, хотя в целом принято считать, что российское оружие дешевле западных аналогов, опыт Белоруссии показывает, что покупателю следует быть внимательным.
Комментарии (0)