© AP Photo, Mindaugas KulbisВ статье, написанной в присущем для прибалтийских стран антироссийском стиле, литовский журналист вспоминает о времени распада СССР и обретении Литвой независимости. Автор с удивлением обнаруживает, что сегодня коренные литовцы относят заслуги по этому поводу исключительно на свой счет, игнорируя «вклад» национальных меньшинств, населявших в то время республику.
11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы подписал Акт, свидетельствовавший о возрождении независимости государства. В этом процессе участвовали представители всех наций, проживавших в Литве. Однако сейчас есть много людей, не желающих об этом помнить, утверждает литовский журналист и общественный деятель, бывший председатель Совета национальных общин Литвы, лауреат премии им. Стасиса Лозорайтиса, автор телепередачи для евреев Литвы «Менора» Виталий Каракорский.
В свое время мы с Лилией Копач снимали фильм «Veliavos» («Флаги» — прим. ред.) о событиях 13 января 1991 г., о российской агрессии. С тех пор прошло семь-восемь лет, и люди на улицах, отвечая на вопрос «Какие флаги были под парламентом?» отвечали: «Литовские, разумеется, городов там, районов». Но о том, что там был целый фонтан с флагами разных государств, что там было много людей с национальными флагами, и белорусским бело-красно-белым, и с украинским, и польским, и даже с российским, с румынским, с грузинским — об этом не вспоминали.
В 1918 году было очень мощное участие части белорусов и евреев в возрождении литовского государства. Кстати, инициатива этого участия исходила с литовской стороны. Литовцы очень хорошо понимали, что рядом живет много представителей других национальностей. И еще в 1917 г. на литовской конференции представителям национальных меньшинств было предложено войти в Государственный совет — Тарибу, который тогда создавался. Инициатива была поддержана именно белорусами и евреями.
Русские не участвовали, потому что русские, к сожалению, какими бы демократами ни были, даже не монархистами, даже социал-демократами, конституционными демократами, антибольшевиками, они все равно были за единую и неделимую. Были, есть и будут.
Поляки тоже не поддержали, потому что в то время Польша возрождалась как мощное государство. Но поляки фактически участвовали, и здесь надо упомянуть Станисловаса Нарутавичюса, брат которого Габриэлюс стал первым президентом Польши и был убит, потому что поддерживал меньшинства и их права на равное существование. В 1923 г. был такой журнал «Trimitas», орган Союза стрелков Литвы, и там была статья Юозаса Блажюнаса, который утверждал, что в то время за возрождение литовского государства боролись исключительно литовцы, а все остальные, он там перечисляет: евреи, русские, поляки, — только мешали. Слава Богу, у президента Антанаса Сметоны была очень хорошая память, и он точно знал, как было на самом деле. Еще через пять лет, когда было десятилетие возрождения литовской государственности в 1928 г. он в своей речи упомянул, что помощь именно части белорусов и части евреев помогла литовскому государству это возрождение осуществить. Так и сегодня мы не должны забывать, что эта солидарность была.
У меня в архиве есть снимок именно того дня, 11 марта 1990 года, я его нашел в интернете: молодые люди стоят здесь, в Вильнюсе, с плакатом «Белоруссия с вами! Не верьте лживым проискам Москвы» — лозунг, кстати, очень актуален и сегодня. Первый съезд Белорусского народного фронта происходил именно в Вильнюсе в 1989 г. Это был общий антиимперский процесс, друг друга поддерживали, была такая общая солидарность.
Мы не должны забывать пример польской «Солидарности» как массового движения, который, несомненно, вдохновил и «Саюдис», и БНФ, и украинское движение, и так далее. Об этом надо помнить. Кстати, это прекрасно понимали и руководители Литвы, которая возрождалась в тот момент, и уже в Декларации о независимости 11 марта есть гарантии литовского государства о равенстве и уважении для национальных меньшинств. А на следующий день, 12 марта, Верховный совет сделал отдельное обращение к национальным меньшинствам, где вновь было подтверждено: «вы с нами, мы с вами».
Есть такое типичное явление, которое по-разному проявляется в разных странах. Когда воюют за независимость страны представители разных народов, живущих в этой стране, потом в определенное время происходит такое изменение: кто-то, как правило, представители большинства, говорят: «Нет-нет, это мы все сами совершили», и те, кто вчера сам был угнетен, начинают угнетать других. Так произошло в межвоенной Польше, к сожалению. Потом пришло понимание, что это неправильно, и мы должны упомянуть Ежи Гедройца, заявлявшего, что без независимой Украины, Белоруссии, Литвы не может быть независимой демократической Польши.
Литовское государство, как и любое другое, только теряет, если забывает и не хочет помнить о том, что это все делалось вместе, и лозунг «За нашу и вашу свободу!», лозунг и польских, и литовских, и белорусских повстанцев 1863 г., евреи также участвовали, — это общий лозунг, актуальный каждый день. Не бывает только нашей или только вашей свободы. Она может существовать только как ваша и наша.
© AP Photo, Mindaugas KulbisВ статье, написанной в присущем для прибалтийских стран антироссийском стиле, литовский журналист вспоминает о времени распада СССР и обретении Литвой независимости. Автор с удивлением обнаруживает, что сегодня коренные литовцы относят заслуги по этому поводу исключительно на свой счет, игнорируя «вклад» национальных меньшинств, населявших в то время республику.11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы подписал Акт, свидетельствовавший о возрождении независимости государства. В этом процессе участвовали представители всех наций, проживавших в Литве. Однако сейчас есть много людей, не желающих об этом помнить, утверждает литовский журналист и общественный деятель, бывший председатель Совета национальных общин Литвы, лауреат премии им. Стасиса Лозорайтиса, автор телепередачи для евреев Литвы «Менора» Виталий Каракорский. В свое время мы с Лилией Копач снимали фильм «Veliavos» («Флаги» — прим. ред.) о событиях 13 января 1991 г., о российской агрессии. С тех пор прошло семь-восемь лет, и люди на улицах, отвечая на вопрос «Какие флаги были под парламентом?» отвечали: «Литовские, разумеется, городов там, районов». Но о том, что там был целый фонтан с флагами разных государств, что там было много людей с национальными флагами, и белорусским бело-красно-белым, и с украинским, и польским, и даже с российским, с румынским, с грузинским — об этом не вспоминали. В 1918 году было очень мощное участие части белорусов и евреев в возрождении литовского государства. Кстати, инициатива этого участия исходила с литовской стороны. Литовцы очень хорошо понимали, что рядом живет много представителей других национальностей. И еще в 1917 г. на литовской конференции представителям национальных меньшинств было предложено войти в Государственный совет — Тарибу, который тогда создавался. Инициатива была поддержана именно белорусами и евреями. Русские не участвовали, потому что русские, к сожалению, какими бы демократами ни были, даже не монархистами, даже социал-демократами, конституционными демократами, антибольшевиками, они все равно были за единую и неделимую. Были, есть и будут. Поляки тоже не поддержали, потому что в то время Польша возрождалась как мощное государство. Но поляки фактически участвовали, и здесь надо упомянуть Станисловаса Нарутавичюса, брат которого Габриэлюс стал первым президентом Польши и был убит, потому что поддерживал меньшинства и их права на равное существование. В 1923 г. был такой журнал «Trimitas», орган Союза стрелков Литвы, и там была статья Юозаса Блажюнаса, который утверждал, что в то время за возрождение литовского государства боролись исключительно литовцы, а все остальные, он там перечисляет: евреи, русские, поляки, — только мешали. Слава Богу, у президента Антанаса Сметоны была очень хорошая память, и он точно знал, как было на самом деле. Еще через пять лет, когда было десятилетие возрождения литовской государственности в 1928 г. он в своей речи упомянул, что помощь именно части белорусов и части евреев помогла литовскому государству это возрождение осуществить. Так и сегодня мы не должны забывать, что эта солидарность была. У меня в архиве есть снимок именно того дня, 11 марта 1990 года, я его нашел в интернете: молодые люди стоят здесь, в Вильнюсе, с плакатом «Белоруссия с вами! Не верьте лживым проискам Москвы» — лозунг, кстати, очень актуален и сегодня. Первый съезд Белорусского народного фронта происходил именно в Вильнюсе в 1989 г. Это был общий антиимперский процесс, друг друга поддерживали, была такая общая солидарность. Мы не должны забывать пример польской «Солидарности» как массового движения, который, несомненно, вдохновил и «Саюдис», и БНФ, и украинское движение, и так далее. Об этом надо помнить. Кстати, это прекрасно понимали и руководители Литвы, которая возрождалась в тот момент, и уже в Декларации о независимости 11 марта есть гарантии литовского государства о равенстве и уважении для национальных меньшинств. А на следующий день, 12 марта, Верховный совет сделал отдельное обращение к национальным меньшинствам, где вновь было подтверждено: «вы с нами, мы с вами». Есть такое типичное явление, которое по-разному проявляется в разных странах. Когда воюют за независимость страны представители разных народов, живущих в этой стране, потом в определенное время происходит такое изменение: кто-то, как правило, представители большинства, говорят: «Нет-нет, это мы все сами совершили», и те, кто вчера сам был угнетен, начинают угнетать других. Так произошло в межвоенной Польше, к сожалению. Потом пришло понимание, что это неправильно, и мы должны упомянуть Ежи Гедройца, заявлявшего, что без независимой Украины, Белоруссии, Литвы не может быть независимой демократической Польши. Литовское государство, как и любое другое, только теряет, если забывает и не хочет помнить о том, что это все делалось вместе, и лозунг «За нашу и вашу свободу!», лозунг и польских, и литовских, и белорусских повстанцев 1863 г., евреи также участвовали, — это общий лозунг, актуальный каждый день. Не бывает только нашей или только вашей свободы. Она может существовать только как ваша и наша.
Комментарии (0)