«8 сакавіка» и белорусский национализм: кого оскорбили «московские шнуры»? - «Белоруссия»

  • 17:00, 14-мар-2018
  • Белоруссия
  • Audley
  • 0

За последнее время в Белоруссии произошло достаточно много, на первый взгляд, незаметных событий, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что белорусская политическая, научная и общественная элита страны все больше стала впадать в своеобразный идеологический ступор на фоне разгорающейся в последнее время борьбы местной оппозиции и властей республики за «национальное возрождение». Дискуссия вокруг белорусского языка и необходимости пересмотра некоторых аспектов местной историографии, в первую очередь, связанных с Белорусской народной республикой, изменение отношения к ранее негласно запрещенной символике (бело-красно-белому флагу), а так же «случайные» факты обеления коллаборационистов и немецких захватчиков времен Первой и Второй мировых войн уже стали абсолютно обыденным делом для информационного пространства Белоруссии. Об этом можно прочитать не только на выраженно националистических, но и на вполне нейтральных, склонных транслировать государственную точку зрения, сайтах и информационных порталах. И как бы многие эксперты сегодня ни говорили, что активные пользователи интернета и, в первую очередь, социальных сетей, это далеко не все население страны, происходящее в виртуальной реальности серьезным образом влияет на все общество в целом. Очередным этому подтверждением стал взорвавший белорусское медиа-пространство клип группы «Ленинград» «8 сакавіка» («8 марта»), который за несколько дней просмотрели более 4 млн. человек, а само видео получило на YouTube метку «№ 1 в трендовых».
Данный клип, который российская группа записала совместно с резидентом Comedy Club, гражданином Белоруссии Вадимом Галыгиным, рассказывает довольно простую историю о том, как «обыкновенный мужик» 8 марта собирается поздравить свою женщину, но по пути заходит на совхозный мехдвор, чтобы одолжить у приятеля галстук, похвастаться подарком для любимой и выпить. В итоге «возлюбленная» главного героя празднует Международный женский день в одиночестве, а ее мужчина пьяный спит в гараже. Параллельно с этим в качестве фона показывается поющий женский хор, который руководит известный в Белоруссии деятель искусств Анатолий Ярмоленко. В конце клипа женщины набрасываются на художественного руководителя с поцелуями, срывая с него одежду. Основной идеей клипа является то, что некоторым женщинам не хватает партнера, в том числе и для плотских утех. Припев же композиции — «8 сакавіка — лезе ў трусы рука» — и вовсе стал самым популярным в белорусском интернет-пространстве слоганом, быстро превратившись в интернет-мем.
Казалось бы, что особенного в данном клипе, если принять во внимание характер всего творчества «Ленинграда»? Однако в медийном пространстве Белоруссии он произвел эффект разорвавшейся бомбы, который на белорусском уровне можно сравнить с тем, что происходило в России в связи с появлением фильма «Матильда». Кто-то увидел в клипе иронию и умение посмеяться над собой, кто-то рекламу белорусских пищевых продуктов, а кто-то даже глубокий философский смысл. Однако наименее адекватной стала реакция местных национал-радикалов, которые во весь голос заявили, что «8 сакавіка» — оскорбление белорусского народа, его культуры и языка. Причем необходимо отметить, что в клипе звучит не литературный белорусский язык, а так называемая трасянка — своеобразная смесь белорусского и русского, который многие в Белоруссии считают основным языком общения, особенно в глубинке.
К обсуждению клипа присоединились не только обычные пользователи байнета, но и общественные деятели, а также политики. При этом, что самое важное, в защиту клипа «Ленинграда», кроме пользователей социальных сетей и снимавшихся в нём звёзд местного шоу-бизнеса, фактически никто не выступил. В тоже время негатив и обвинения в насаждении «имперского влияния» и оскорбления белорусов как нации без перерыва звучат уже несколько дней. Особо рьяно обстановку накаливают националистические группировки и информационные порталы Белоруссии, такие, как, например, «Наша Нива». Основной смысл комментариев многочисленных радикалов и тех, кто считает себя «истинными патриотами», сводится к следующему:
— «омерзительный клип. Здесь все: оскорбление белорусского языка (чего только стоит перевод на великий и могучий), оскорбления самих белорусов (мужчины у нас алкаши, женщины недо3245ые б42ди), страны в целом (колхоз и местечковость)…»
— «„русский мир“ деградации в действии, — посмотрите этот кліп с точки зрения уважающего себя белоруса…»
— «принижение бел. языка через трасянку, маты, смысл текста…»
— «ну Галыгин — понятно, беспринципный шут гороховый, ждущий, когда моя страна станет губернией России…».
Интересно то, что подобные оценки можно было бы списать на неадекватность восприятия не только клипа, но и реальной обстановки в Белоруссии у националистически настроенной части белорусского общества, если бы обсуждение не пошло дальше и в него не включились общественные деятели и даже политики. Так, председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница разместил на сайте организации официальное заявление, в котором отметил, что он «не припомнит когда еще нас, белорусов, настолько низко опускали». «Алкаши, дебилы, деграданты, придурки с трасянковой лексикой олигофренов, которая переводится в титрах на „правильный высококультурный язык“… Вот такими нас, белорусов, видят московские „шнуры“ так и местные лакеи, готовые за три панские копейки потоптаться по собственному достоинству, которого, похоже, нет, а может никогда и не было… Сейчас мне хотелось бы услышать соответствующую реакцию от Министерства культуры и Министерства информации нашей страны», — гневается Ситница. И в данном случае вряд ли стоит ожидать, что белорусские ведомства останутся глухи к восклицаниям главы Белорусского союза художников. Тем более, что о необходимости принять меры заявили и местные оппозиционные политики, с которыми сегодня власти Белоруссии предпочитают «дружить». Например, один из основателей печально известной в республике националистической партии «Белорусский народный фронт» Винцук Вячорка на свое странице в Facebook заявил, что увидел в клипе «кроме общего позорного уровня — еще и оскорбление в адрес белорусского языка и всех белорусскоязычных». «Если убогая пошлятина, которую „поют“ по-белорусски, „переводится“ субтитрами на русском, но языковыми средствами поэтического, высокого стиля, это значит, что белорусский язык — он для мусора, которую на русский и перевода адекватному не поддается. Матрица для закладыванием в подсознание не новая. Со своего детства, с черно-белого советского телевизора помню двух клоунов — Тарапуньку и Штепселя. Недалекий Тарапунька говорил, конечно же, по-украински. А хитрый и неглупый Штепсель — по-русски. Но такого падения, как я отныне увидел, все же еще не было… Это же рассчитано на вирусный перепост. Сейчас представление о белорусском языке у среднего россиянина будет формироваться вот этим. А значит, и в наркозависимых от русского мира белорусов…», — сообщил Вячорка. Пожалуй, данный комментарий как нельзя лучше обозначает отношение части белорусского общества к тому, что представил на всеобщее обозрение «Ленинград». При этом на волне прошедших в недавнем прошлом уголовных процессов, связанных с «разжиганием межнациональной вражды», где за собственное мнение и идеи о необходимости интеграционных процессов между двумя странами трое публицистов получили реальные тюремные сроки, нельзя исключать того, что у правоохранительных органов Белоруссии не возникнет желания предъявить свои претензии и авторам клипа. В том числе и по статье 130 УК Белоруссии «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни».
Нынешняя ситуация с клипом «8 сакавіка» прекрасно демонстрирует происходящие сегодня в Белоруссии процессы, в которых небольшая группа националистически настроенных граждан стремится навязать свою точку зрения на отношения между Белоруссии и Россией всему обществу. При этом данная группа, которая называет себя «истинными патриотами», считает, что любые иные взгляды, не совпадающие с их собственными, являются предательством национальных интересов. И в данном случае необходимо отметить, что не клип «Ленинграда» и его содержание является средством формирования нетерпимости между жителями Белоруссии и России, а реакция на него со стороны так называемых «патриотов». Большинство белорусов с иронией восприняли данное творение, от души посмеялись и восприняли с тревогой не то, что в клипе можно усмотреть оскорбление белорусского языка, а трагичность сложившейся ситуации в глубинке, где действительно существует проблема пьянства и, как результат, нормальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. С национальной же точки зрения увидеть оскорбление белорусов как нации или белорусского языка в клипе могут только те, кто идеологически настроен против всего, что связано с Россией, и при этом склонен оперировать сложными и понятными только им логическими конструкциями.
По всей видимости, нынешняя истерия националистов вокруг всего, что связано с белорусской историей, языком, культурой и традициями, является итогом их тотальной неуверенности в себе, а поэтому любое слово из России, сказанное о Белоруссии воспринимается и будет восприниматься ими чуть ли не как подготовка к её захвату. Любой информационный повод, связанный с Белоруссией, представленный на российском телевидении, в прессе или в интернет-пространстве и дальше будет раздуваться до невиданных размеров с одной лишь целью — в очередно раз обвинить Кремль в «имперских амбициях». При этом ничего подобного в отношении западных соседей со стороны «патриотов» как не наблюдалось, так и не будет наблюдаться.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
«8 сакавіка» и белорусский национализм: кого оскорбили «московские шнуры»? - «Белоруссия»

09.03 Белорусские националисты и власть: хвост виляет собакой
08.03 Активист: Защита русского языка в Белоруссии задела националистов за живое
06.03 Белорусский национализм и конец эпохи Лукашенко
26.02 Белорусская власть и националисты: осталась ли между ними разница?
19.02 Дело белорусских публицистов: спектакль продолжается
Все новости сюжета

За последнее время в Белоруссии произошло достаточно много, на первый взгляд, незаметных событий, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что белорусская политическая, научная и общественная элита страны все больше стала впадать в своеобразный идеологический ступор на фоне разгорающейся в последнее время борьбы местной оппозиции и властей республики за «национальное возрождение». Дискуссия вокруг белорусского языка и необходимости пересмотра некоторых аспектов местной историографии, в первую очередь, связанных с Белорусской народной республикой, изменение отношения к ранее негласно запрещенной символике (бело-красно-белому флагу), а так же «случайные» факты обеления коллаборационистов и немецких захватчиков времен Первой и Второй мировых войн уже стали абсолютно обыденным делом для информационного пространства Белоруссии. Об этом можно прочитать не только на выраженно националистических, но и на вполне нейтральных, склонных транслировать государственную точку зрения, сайтах и информационных порталах. И как бы многие эксперты сегодня ни говорили, что активные пользователи интернета и, в первую очередь, социальных сетей, это далеко не все население страны, происходящее в виртуальной реальности серьезным образом влияет на все общество в целом. Очередным этому подтверждением стал взорвавший белорусское медиа-пространство клип группы «Ленинград» «8 сакавіка» («8 марта»), который за несколько дней просмотрели более 4 млн. человек, а само видео получило на YouTube метку «№ 1 в трендовых». Данный клип, который российская группа записала совместно с резидентом Comedy Club, гражданином Белоруссии Вадимом Галыгиным, рассказывает довольно простую историю о том, как «обыкновенный мужик» 8 марта собирается поздравить свою женщину, но по пути заходит на совхозный мехдвор, чтобы одолжить у приятеля галстук, похвастаться подарком для любимой и выпить. В итоге «возлюбленная» главного героя празднует Международный женский день в одиночестве, а ее мужчина пьяный спит в гараже. Параллельно с этим в качестве фона показывается поющий женский хор, который руководит известный в Белоруссии деятель искусств Анатолий Ярмоленко. В конце клипа женщины набрасываются на художественного руководителя с поцелуями, срывая с него одежду. Основной идеей клипа является то, что некоторым женщинам не хватает партнера, в том числе и для плотских утех. Припев же композиции — «8 сакавіка — лезе ў трусы рука» — и вовсе стал самым популярным в белорусском интернет-пространстве слоганом, быстро превратившись в интернет-мем. Казалось бы, что особенного в данном клипе, если принять во внимание характер всего творчества «Ленинграда»? Однако в медийном пространстве Белоруссии он произвел эффект разорвавшейся бомбы, который на белорусском уровне можно сравнить с тем, что происходило в России в связи с появлением фильма «Матильда». Кто-то увидел в клипе иронию и умение посмеяться над собой, кто-то рекламу белорусских пищевых продуктов, а кто-то даже глубокий философский смысл. Однако наименее адекватной стала реакция местных национал-радикалов, которые во весь голос заявили, что «8 сакавіка» — оскорбление белорусского народа, его культуры и языка. Причем необходимо отметить, что в клипе звучит не литературный белорусский язык, а так называемая трасянка — своеобразная смесь белорусского и русского, который многие в Белоруссии считают основным языком общения, особенно в глубинке. К обсуждению клипа присоединились не только обычные пользователи байнета, но и общественные деятели, а также политики. При этом, что самое важное, в защиту клипа «Ленинграда», кроме пользователей социальных сетей и снимавшихся в нём звёзд местного шоу-бизнеса, фактически никто не выступил. В тоже время негатив и обвинения в насаждении «имперского влияния» и оскорбления белорусов как нации без перерыва звучат уже несколько дней. Особо рьяно обстановку накаливают националистические группировки и информационные порталы Белоруссии, такие, как, например, «Наша Нива». Основной смысл комментариев многочисленных радикалов и тех, кто считает себя «истинными патриотами», сводится к следующему: — «омерзительный клип. Здесь все: оскорбление белорусского языка (чего только стоит перевод на великий и могучий), оскорбления самих белорусов (мужчины у нас алкаши, женщины недо3245ые б42ди), страны в целом (колхоз и местечковость)…» — «„русский мир“ деградации в действии, — посмотрите этот кліп с точки зрения уважающего себя белоруса…» — «принижение бел. языка через трасянку, маты, смысл текста…» — «ну Галыгин — понятно, беспринципный шут гороховый, ждущий, когда моя страна станет губернией России…». Интересно то, что подобные оценки можно было бы списать на неадекватность восприятия не только клипа, но и реальной обстановки в Белоруссии у националистически настроенной части белорусского общества, если бы обсуждение не пошло дальше и в него не включились общественные деятели и даже политики. Так, председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница разместил на сайте организации официальное заявление, в котором отметил, что он «не припомнит когда еще нас, белорусов, настолько низко опускали». «Алкаши, дебилы, деграданты, придурки с трасянковой лексикой олигофренов, которая переводится в титрах на „правильный высококультурный язык“… Вот такими нас, белорусов, видят московские „шнуры“ так и местные лакеи, готовые за три панские копейки потоптаться по собственному достоинству, которого, похоже, нет, а может никогда и не было… Сейчас мне хотелось бы услышать соответствующую реакцию от Министерства культуры и Министерства информации нашей страны», — гневается Ситница. И в данном случае вряд ли стоит ожидать, что белорусские ведомства останутся глухи к восклицаниям главы Белорусского союза художников. Тем более, что о необходимости принять меры заявили и местные оппозиционные политики, с которыми сегодня власти Белоруссии предпочитают «дружить». Например, один из основателей печально известной в республике националистической партии «Белорусский народный фронт» Винцук Вячорка на свое странице в Facebook заявил, что увидел в клипе «кроме общего позорного уровня — еще и оскорбление в адрес белорусского языка и всех белорусскоязычных». «Если убогая пошлятина, которую „поют“ по-белорусски, „переводится“ субтитрами на русском, но языковыми средствами поэтического, высокого стиля, это значит, что белорусский язык — он для мусора, которую на русский и перевода адекватному не поддается. Матрица для закладыванием в подсознание не новая. Со своего детства, с черно-белого советского телевизора помню двух клоунов — Тарапуньку и Штепселя. Недалекий Тарапунька говорил, конечно же, по-украински. А хитрый и неглупый Штепсель — по-русски. Но такого падения, как я отныне увидел, все же еще не было… Это же рассчитано на вирусный перепост. Сейчас представление о белорусском языке у среднего россиянина будет формироваться вот этим. А значит, и в наркозависимых от русского мира белорусов…», — сообщил Вячорка. Пожалуй, данный комментарий как нельзя лучше обозначает отношение части белорусского общества к тому, что представил на всеобщее обозрение «Ленинград». При этом на волне прошедших в недавнем прошлом уголовных процессов, связанных с «разжиганием межнациональной вражды», где за собственное мнение и идеи о необходимости интеграционных процессов между двумя странами трое публицистов получили реальные тюремные сроки, нельзя исключать того, что у правоохранительных органов Белоруссии не возникнет желания предъявить свои претензии и авторам клипа. В том числе и по статье 130 УК Белоруссии «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни». Нынешняя ситуация с клипом «8 сакавіка» прекрасно демонстрирует происходящие сегодня в Белоруссии процессы, в которых небольшая группа националистически настроенных граждан стремится навязать свою точку зрения на отношения между Белоруссии и Россией всему обществу. При этом данная группа, которая называет себя «истинными патриотами», считает, что любые иные взгляды, не совпадающие с их собственными, являются предательством национальных интересов. И в данном случае необходимо отметить, что не клип «Ленинграда» и его содержание является средством формирования нетерпимости между жителями Белоруссии и России, а реакция на него со стороны так называемых «патриотов». Большинство белорусов с иронией восприняли данное творение, от души посмеялись и восприняли с тревогой не то, что в клипе можно усмотреть оскорбление белорусского языка, а трагичность сложившейся ситуации в глубинке, где действительно существует проблема пьянства и, как результат, нормальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. С национальной же точки зрения увидеть оскорбление белорусов как нации или белорусского языка в клипе могут только те, кто идеологически настроен против всего, что связано с Россией, и при этом склонен оперировать сложными и понятными только им логическими конструкциями. По всей видимости, нынешняя истерия националистов вокруг всего, что связано с белорусской историей, языком, культурой и традициями, является итогом их тотальной неуверенности в себе, а поэтому любое слово из России, сказанное о Белоруссии воспринимается и будет восприниматься ими чуть ли не как подготовка к её захвату. Любой информационный повод, связанный с Белоруссией, представленный на российском телевидении, в прессе или в интернет-пространстве и дальше будет раздуваться до невиданных размеров с одной лишь целью — в очередно раз обвинить Кремль в «имперских амбициях». При этом ничего подобного в отношении западных соседей со стороны «патриотов» как не наблюдалось, так и не будет наблюдаться. Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru» Белоруссия: закат эпохи Лукашенко 09.03 Белорусские националисты и власть: хвост виляет собакой 08.03 Активист: Защита русского языка в Белоруссии задела националистов за живое 06.03 Белорусский национализм и конец эпохи Лукашенко 26.02 Белорусская власть и националисты: осталась ли между ними разница? 19.02 Дело белорусских публицистов: спектакль продолжается Все новости


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!